В крупнейших учениях приняли участие около 12 000 военных и 230 самолетов, в том числе одни из самых мощных американских бомбардировщиков F-35 Lightning II и B1-B Lancer. Именно эти боевые самолеты базируются на принадлежащем США острове Гуам в Тихом океане. Еще в августе СМИ раскрыли подробности плана превентивного удара по КНДР, который разрабатывал Пентагон. Согласно ему, бомбардировщики B1-B Lancer, которые не предусматривают ядерных зарядов на борту, могут ударить по северокорейским полигонам для запуска и испытания ракет.
Именно такой сценарий развития событий был отработан на совместных учениях в понедельник: самолеты нанесли удары по муляжам северокорейских объектов. Подобные учения проходят в Южной Корее каждый год, однако именно этой зимой они вызывают наибольшее опасение. Весной Северная Корея активизировала свои ракетные испытания, а на прошлой неделе протестировала новую межконтинентальную баллистическую ракету «Хвасон-15», которая достигла самой большой высоты за всю историю ракетных испытаний КНДР — около 4500 км. В Министерстве обороны США признали, что она, по-видимому, может достичь любой точки на американском континенте.
«Нынешнее игрище с огнем является серьезной военной провокацией, ввергающей и без того острое положение на Корейском полуострове на грань чреватой взрывом ядерной войны, — говорится в сообщении северокорейского агентства ЦТАК. — Мы рассмотрим небывалые в истории сверхжесткие меры в ответ на бесчинства США и их сателлитов в отношении нашего государства и народа, и вынудим непременно расплатиться за это».
Тем временем американский сенатор Линдси Грэхам призвал эвакуировать из Южной Кореи семьи дипломатов и военных из-за угрозы скорой войны. «Это безумие отправлять жен и детей в Южную Корею, учитывая провокации КНДР», — заявил конгрессмен.
«Совместные военные учения Южной Кореи и США были запланированы и проводятся в соответствии с принятыми международными нормами, — подчеркнул в комментарии «МК» руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Василий МИХЕЕВ. — А Северная Корея использует их для того, чтобы оправдывать свою ядерную программу. Но нельзя считать курс КНДР на разработку ядерного оружия реакцией на военные маневры Юга, потому что ответом на учения могут быть только другие учения. КНДР стремится к тому, чтобы ее признали ядерной державой, грубым образом нарушая режим нераспространения. А проведение южнокорейских регулярных учений она использует, чтобы «перевести стрелки».
Реакция Пхеньяна непосредственно на учения будет только пропагандисткой. А его ракетно-ядерная программа продолжится в любом случае. Пока что у Северной Кореи нет технологии возвращения ракеты в атмосферу. Кроме того, они еще не научились сажать ядерную боеголовку на эту ракету. Возможно, они сейчас этим и занимаются».