Спустя 15 лет со дня основания постсоветского военного блока лидеры России, Белоруссии, Армении, Таджикистана, Киргизии и Казахстана наконец-то решили утвердить символику организации. На флаге и эмблеме ОДКБ — Организации договора о коллективной безопасности - по изображена фортеция, подчеркивающая оборонительный характер блока, золотой шар, отражающий единство позиции всех государств-членов, а также дубовый венок как символ мужества и доблести военнослужащих.
Саммит ОДКБ стал смотринами для нового президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова, приступившего к исполнению обязанностей 24 ноября. Владимир Путин познакомился с ним еще накануне: чтобы не нарушать традицию первого зарубежного визита, Жээнбеков по дороге в Минск залетел в Москву. Встреча в Кремле прошла за закрытыми дверями, но можно не сомневаться: российский президент уговаривал коллегу немедленно помириться с Нурсултаном Назарбаевым и не ставить под удар евразийское братство.
Напомним, что бывший глава Киргизии Алмазбек Атамбаев последние полгода категорически отказывался общаться с лидером Казахстана, подозревая его во вмешательстве во внутренние дела республики. Граница между двумя соседними государствами, которые на бумаге являются не только военными, но и экономическими союзникам, уже несколько месяцев фактически закрыта.
Аргументы ВВП, по всей видимости, достигли цели: по крайней мере, еще до начала саммита Жээнбеков и Назарбаев провели двустороннюю встречу, на которой договорились урегулировать все спорные вопросы и в дальнейшем развивать только "братские и добрососедские отношения" между своими странами.
На "фэмили фото" лидеров ОДБК они пришли уже добрыми друзьями, а косые взгляды достались президенту Армении Сержу Саргсяну, умудрившемуся на днях подписать соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Евросоюзом, что в глазах отдельных патриотов евразийской интеграции, по всей видимости, считается "черной меткой". Впрочем, Ереван уже официально заявил, что правительство Армении заинтересовано в развитии отношений с Европой в той степени, в какой они не противоречат его обязательствам перед ОДКБ и Евразийским экономическим союзом.
Однако самым желанным гостем Александра Лукашенко явно был Владимир Путин. В этом году главы союзного государства общались меньше, чем обычно, что породило слухи об очередных закулисных конфликтах между Минском и Москвой. Но если какие-то проблемы в действительности и были, то, по всей видимости, уже остались в прошлом.
Лукашенко не только обнимал Путина, как родного брата, но и услужливо взял под локоток, чтобы российский президент не дай бог не поскользнулся на мраморном полу Дворца независимости.
Некоторые эксперты накануне саммита предположили, что, воспользовавшись повесткой ОДКБ, батька будет просить у Путина поставить в Белоруссию Искандеры-Э и ракетно-зенитный комплекс С-400. Только не за большие деньги, как в случае Турции или Китая, а в кредит или под честное слово. Основанием для таких просьб, могут служить не только союзнические отношения двух стран, но и безупречное поведение самого Александра Лукашенко, который неожиданно отказался от заигрываний с Западом и в отличие от Саргсяна даже не поехал на саммит "Восточноевропейского партнерства". А такие жесты в глазах Кремля, как правило, дорогого стоят. Кроме того, Россия давно говорит, что не будет равнодушно смотреть на агрессивное продвижение НАТО к своим границам.
Несмотря на то, что повестка саммита включала десятки вопросов, долго засиживаться над ними президентам не пришлось. Уже через час с небольшим Лукашенко на правах хозяина объявил, что состоявшиеся переговоры были "откровенным разговором самых близких в целом мире государств".
"Ближе и роднее у нас, к сожалению, никого нет", - с пафосом произнес батька, но, догадавшись, что выразился слишком откровенно, поправился: "А может, и к счастью!" О содержании переговоров публично было сказано, как всегда, немного. По словам Лукашенко, обсудили тенденции развития международной обстановки, а также эффективность мер, принимаемых для обеспечения безопасности стран ОДКБ. Похвалили действия России в Сирии и поблагодарили Астану за содействие процессу межсирийского урегулирования. Договорились совместными усилиями продолжать борьбу с основными вызовами.
Другим лидерам в Минске слова не давали, но судя по тому, что больше 20 вопросов оказались приняты без обсуждения, особых разногласий между ними не было. Лукашенко явно не терпелось поскорее приступить к празднованию двойного юбилея - в 2017 году исполняется 25 лет Договору о коллективной безопасности и 15 лет самой ОДКБ. Не успели высохнуть чернила на совместном заявлении по Сирии и итоговой декларации, как батька, не стесняясь, прокричал в микрофон: "Приятного всем аппетита!"