Президент, как известно, почти не пользуется железнодорожным транспортом, поэтому ему решили продемонстрировать последние новинки - двухэтажные вагоны, курсирующие по внутренним маршрутам, и поезд с автоматической сменой колес, ездящий в Берлин.
Как известно, ширина колеи у нас и в Европе разная. Раньше поезд приходилось загонять в специальные ангар, отсоединять вагоны, каждый поднимать и менять колеса. На это уходило более четырех часов. Но недавно в арсенале железнодорожников появился суперпоезд, который к новой колее адаптируется автоматически. Причем для этого ему даже не приходится останавливаться - смена колес происходит на скорости 20км/ч.
Владимир Путин похвалил монополию за применение инновационных технологий. Но по-моему, так и не узнал, что они не российские: вагоны по контакту 2011 года поставили испанские производители.
Начальник поезда рассказал, что в составе имеются два сидячих вагона. До Германии в них, конечно, почти никто не ездит - все-таки дорога занимает 22 часа. Но на небольшие расстояния, например, из Варшавы в Берлин, это удобно - каждое кресло при желании можно превратить в кровать. В Европе ничего подобного для пассажиров второго класса и в помине нет!
Железнодорожники хотели знать, каковы шансы, что и президент когда-нибудь обзаведется не только "бортом N1", но и комфортабельным "поездом N1". "Может быть, когда ученые создадут состав, доезжающий до Владивостока за 10 часов?" - спросили они.
Путин рассказал, что правительственные поезда существуют до сих пор. Но, с учетом размеров страны, ему, действительно, чаще приходится пользоваться самолетами. "Однако идеи, о которых вы сейчас сказали, могут многое изменить, и у нас будет больше возможностей ездить на поездах", - считает президент.
Кстати, шанс увидеть Путина в вагоне представится уже скоро. ВВП пообещал воспользоваться железнодорожным транспортом для поездки на один из матчей чемпионата мира по футболу 2018 года. "Надо только посмотреть, когда, где конкретно с кем игра. Но поеду, проедусь с удовольствием", - сказал он. Путин напомнил, что всего железнодорожникам предстоит бесплатно перевезти 500 тыс болельщиков - как российских, так и иностранных. В некоторые города мундиаля они смогут попасть на двухэтажных экспрессах, один из которых также продемонстировали ВВП.
Поднявшись по лестнице, президент сначала обнаружил себя в игровой комнате, где обычно путешествуют пассажиры с детьми. А потом в вагоне-ресторане с автоматической подачей блюд с первого на второй этаж. Подобные механизмы - только в более примитивном виде - сейчас можно встретить в загородных императорских резиденциях.
Железнодорожники пожаловались, что пассажиры, несмотря на заботу персонала, зачастую ведут себя не самым лучшим образом. И спросили: нельзя ли на ж/д тоже ввести "черные списки" персон нон-грата, как это уже делается на авиалиниях?
"На железной дороге все сложнее: есть территории, где другого вида транспорта просто не существует. Совсем уж лишать людей возможности пользоваться поездами слишком жестко", - парировал президент, отметив, что "с хамством нужно бороться цивилизованно" и "в каждый вагон сотрудника не посадишь".
А вот для водителей, нарушающих правила проезда железнодорожных переездов, наказание скорее всего ужесточат. Путина неприятно поразила статистика по авариям с участием железнодорожного и автомобильного транспорта - за последний год их количество выросло на 34%. "Можно вести разговор об ужесточении. Надо все проанализировать", - сказал он в ответ на пожелания железнодорожников.
Начальник поезда Александр спросил: как следует относиться к слухам о повышении пенсионного возраста? Уже пора готовиться? ВВП напомнил, что есть две точки зрения: одни говорят, что большинство стран, в том числе бывшие советские республики, уже повысили возраст выхода не пенсию. И если Россия не сделает то же самое, это приведет к разбалансировке всей пенсионной системы.
В свою очередь их оппоненты сетуют на небольшую по сравнению с европейскими странами продолжительность жизни и потенциальные угрозы для рынка труда. "Идут дискуссии. Решение не принято и не может быть принято кулуарно", - подытожил Путин, пообещав широкое экспертное обсуждение вопроса, которое, по всей видимости, состоится уже в новом цикле - после президентских выборов.
Напоследок, явно не без намека, проводница Светлана поинтересовалась, как Путину удается оставаться бодрым и энергичным, несмотря на тяготы своей непростой работы.
"Это все спорт. Не путать со спиртом. Разница всего в одну букву, но на самом деле она колоссальная", - пошутил президент. И уже на полном серьезе признался, что на самом деле ему такая жизнь нравится: "Если человек чувствует, что он добивается того, к чему стремится, чувствует отдачу и понимает, что это польза для других людей - вот это все подстегивает и подталкивает".
Уходящий год ВВП оценил, как удачный, назвав основными достижениями выход страны из рецессии и укрепление суверенитета. А о будущем ничего конкретного не сказал, но железнодорожники решили, что и так все ясно: Если человеку нравится его работа, то зачем же он будет ее менять?
Читайте материал: Путин подвел итоги "удачного" 2017 года
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал