Душа висит на нитке – а он думает о прибытке. Именно эта формула пришла, полагаю, на ум многим, когда на экранах телевизоров появился воскресным вечером зимбабвийский президент Роберт Мугабе.
В то время, как соотечественники (да и прочий мир) ожидали услышать от 93-летнего лидера вариации на тему «Я устал — я ухожу», Мугабе не проронил ни слова о грядущей отставки. Пожелав зимбабвийцам спокойной ночи, президент оставил слушателей в недоумении: так свергнут он или по-прежнему стоит у руля государства?
В понедельник, 20 ноября, канал CNN со ссылкой на информированные источники сообщил, что президент Мугабе все-таки согласился на предложенные ему условия отставки. Если верить этим данным, то зимбабвийские генералы пошли навстречу требованиям Мугабе – в том числе пообещали ему и его жене Грейс полный иммунитет, а также сохранение их частного имущества. Пресса также сообщала, что президент потребовал гарантий неприкосновенности и для двух их с Грейс сыновей – Чатунге и Роберту-младшему, которые живут ныне на родине матери в ЮАР...
В сентябре прошлого года в зимбабвийской столице Хараре прошло открытие памятника президенту страну Роберту Мугабе. На церемонии присутствовал и сам 92-летний глава государства. Мугабе – не первый и не последний здравствующий лидер, которому ставят памятники. Но если сравнивать его с другими африканскими лидерами, то вряд ли его можно уличить в мегаломании – по этой части его сильно переплюнули император Бокасса, угандийский диктатор Иди Амин или заирский президент Мобуту. Он не обвешивал себя бесчисленными орденами, не устраивал коронацию а-ля Наполеон и не питался печенью своих врагов. Он просто очень любил власть. Ну, и надо признать, что пользовался любовью сограждан – как герой национально-освободительной борьбы. И да, он был диктатором.
«Он – человек, который не терпит различий, – писала в своей книге «Ужин с Мугабе» южноафриканская журналистка Хайди Холланд. – Глубоко сомневаясь в себесамом, он сверхчувствителен к мысли, что он не так хорош, как кто-то еще. Люди либо за него, либо против него. Различия во мнений раздражают и ранят Мугабе, считающего, что компромисс принижает его».
Зимбабве – страна на Юге Черного континента, расположенная между водопадом Виктория, реками Замбези и Лимпопо. Когда на здешней территории были найдены залежи золота, эти земли попали в зону интересов «владычицы морей» Британии. И получили название в честь известного британского колониального деятеля Сесила Родса – «Родезия». В XX веке Южную Родезию начинаются активно заселять белые поселенцы. Южная Родезия со временем стала самоуправляемой колонией в рамках Британской империи. А когда соседние африканские страны начали провозглашать свою независимость от Великобритании, белое правительство Южной Родезии также потребовало суверенитета, но Лондон требовал отдать власть черному большинству. Тогда в ноябре 1965 года премьер-министр Южной Родезии, лидер выражавшей интересы белого меньшинства партии «Родезийский фронт» Ян Смит провозгласил независимость страны, но она не была признана ни Великобританией, ни международным сообществом.
А против южнородезийского правительства шла партизанская война – ее вели при поддержке Советского Союза и Китая Африканская национально-освободительная армия Зимбабве (ЗАНЛА) и Народно-революционная армия Зимбабве (ЗИПРА). Имевшие общего противника эти две группировки были, с одной стороны, союзниками, а с другой – соперниками. ЗАНЛА состояла в основном из представителей народа шона и была военным крылом организации Зимбабвийский Африканский Национальный Союз.
Это была жестокая кровавая война, продолжавшаяся на протяжении многих лет и угрожавшая завести страну в кровавый тупик, где не было бы победителей, а проигравшими оказались бы все. В итоге после долгих и трудных переговоров страна получила в 1980 году полную независимость и стала называться Республика Зимбабве.
Драматические события прошлого были тесно связаны с жизнью Роберта Мугабе, появившегося на свет в семье плотника из племени зезуру народности шона. Закончив миссионерскую школу, он работал учителем. А потом на фоне пробуждения Африки увлекся политической деятельностью и в начале шестидесятых стал одним из основателей и лидеров Африканского национального союза Зимбабве (ЗАНУ), начавшего вооруженную борьбу против родезийского правительства.
С 1964 по 1974 год Роберт Мугабе находился в заключении. В тюрьме он учил грамоте заключенных, да и сам успел, находясь за решеткой, получить несколько университетских образований. Выйдя на волю, 50-летний Мугабе вновь включился в революционно-партизанскую борьбу, сосредоточившись на пропаганде и идеологии. Себя он называл марксистом-ленинцем – но с Советским Союзом у него романа не получилось, зато он нашел идеологическую пристань в Китае. Что, впрочем, не мешало ему искать поддержки и у западных стран – ведь самопровозглашенную Родезию мир в то время не признавал.
Мугабе призывал свергнуть белое по преимуществу правительство Родезии, отобрать принадлежащие белым поселенцам земли как у «эксплуататоров-кровососов» и «твердокаменных расистов». Потом, годы спустя, когда власть Мугабе в Зимбабве утвердится полностью, он устроит «черный передел», изгоняя с сельскохозяйственных угодий фермеров европейского происхождения в пользу ветеранов партизанской войны. Но это будет потом, а пока на дворе 1980-й год – в Южной Родезии проводятся выборы – и к удивлению многих победителем становится Мугабе, ставший премьер-министром новой страны – Зимбабве. И тогда он обращался на партийном митинге к представителям белого меньшинства: «Живите с нами, оставайтесь, пожалуйста, в этой стране и создавайте государство, основанное на национальном единстве».
Настало время, когда главными противниками оказались уже не представители не существующего уже «расистского режима», а былые соратники. Новому лидеру нужно было расчистить пространство от возможных конкурентов – и он обвиняет своего бывшего союзника, лидера партии Зимбабвийский африканский патриотический союз (ЗАПУ) Джошуа Нкомо в заговоре. Сторонники Нкомо из народности матабеле подняли восстание, которое было подавлено 5-й бригадой, подготовленной специально для Мугабе северокорейскими советниками. Нкомо оставили в живых, но погибли тысячи людей, а Зимбабве фактически стало однопартийным государством.
***
Сегодня правящая партия ЗАНУ-ПФ потребовала от Роберта Мугабе по-хорошему уйти в отставку, лишив его позиции партийного вождя. Но еще год назад та же партия решила выдвинуть 92-летнего на тот момент Мугабе на новый президентский срок, ибо правление его – пример мудрости и единства!
Мугабе стал президентом страны в 1987 году – и с тех пор оставался главой государства, побив все мыслимые и немыслимые мировые рекорды по длительности пребывания на правящей должности. Последний раз всенародное волеизъявление подтвердило его президентские полномочия в 2013 году.
«Однажды, когда Господь назначит умереть Мугабе, мы выставим на выборы его труп в качестве кандидата. И вы увидите, как люди проголосуют за труп Мугабе!» – первая леди Зимбабве Грейс Мугабе была уверена, что это навсегда.
Когда-то Южная Родезия считалась одной из самых развитых стран Африки. Правление Роберта Мугабе превратило Зимбабве в одно из беднейших на континенте государств. Справедливости ради надо заметить, что зимбабвийцы могут похвастаться одним из самых высоких уровней грамотности населения среди африканских стран (89% взрослых граждан имеют образование).
После того, как в 2000 году у белых фермеров стали отбирать земли, а действующие в стране иностранные компании начали передавать под контроль африканцев (Мугабе громогласно провозглашал на партийном съезде: «Африка для африканцев, Зимбабве для зимбабвийцев!»), Запад ввел экономические санкции против Зимбабве, приток зарубежных инвестиций в страну сильно снизился. Гиперинфляция достигала фантастических масштабов. Дело дошло до того, что за 1 американский доллар давали 35 квадриллионов долларов зимбабвийских. Пришлось после ряда деноминаций в 2009 году упразднить обесценившийся зимбабвийский доллар – а основным расчетным средством стал доллар США. Появление биткоина в Зимбабве восприняли с интересом, изучая возможность официального использования этой криптовалюты.
Уровень безработицы в Зимбабве был оценен Всемирным банком в 90%, а 74% населения живет на сумму менее $5,50 в день. Население столкнулось и с дефицитом многих товаров.
Своих оппонентов и иностранные гуманитарные организации Мугабе попрекал в использовании продовольствия как инструмента для попытки его свержения. В свою очередь, западные официальные лица и правозащитники утверждали, что сам Мугабе сознательно сосредоточивший в руках своих сторонников контроль за распределением продовольствия, чтобы оказывать давление на оппозиционеров, сделал еду политическим оружием для победы на президентских выборов.
При этом сам глава государства не слишком скромничал – когда пять лет назад праздновалось 88-летие Мугабе, президент устроил в одном из отдаленных уголков Зимбабве на футбольном стадионе праздник, обошедшийся в 650 тыс. фунтов (деньги на торжество собирали у бизнесменов). Одна из независимых газет отреагировала на президентский день рождения заголовком: «Поедание тортов в то время, когда страна голодает». К празднику было изготовлено пять массивных тортов – один из них был испечен в виде зеленого крокодила с глазурью и свечами. (Крокодил является тотемным животным племени, к которому принадлежит президент). Другой торт был тоже в форме крокодила, но уже серебряного цвета. Торт весом в 88 кг – по 1 кило за каждый прожитый год – изображал объемную карту с горами, рекой и поселками и представителями флоры и фауны. Еще одно кондитерское изделие представляло водопад Виктория, также был изготовлен гигантский торт-мороженое.
В феврале позапрошлого года 91-й день рождения Роберта Мугабе отметили тоже несколькими большущими тортами – но это был десерт. За более основательную часть банкета «отвечало» мясо слонов. А за духовную – школьники, читавшие стихи о Мугабе, противостоящем Западу. Стоимость вечеринки СМИ оценили в миллион долларов.
Само собой, во всех бедах национальной экономики были обвинены западные санкции, инициированные Великобританией. Но все-таки в 2015 году Роберт Мугабе был вынужден признаться, что переборщил с «черным переделом». Выступая по государственному телевидению, президент сказал, что переданные чернокожим фермерам экспроприированные земли слишком велики, и новые хозяева не могут с ними управляться: «Многие из них используют лишь треть земель».
В лоббировании «черного передела» кое-кто винит супругу Мугабе Грейс, владевшую рядом сельскохозяйственных угодий и желавшую расширить их площади.
***
Когда речь заходит о зимбабвийской первой леди, вспоминается цитата из «Покровский ворот»: «А всё супруга! Вот уж поистине злой гений. С утра до вечера кадит фимиам».
Грейс моложе Роберта на сорок с лишним лет – и особенно по сравнению с супругом выглядит дамой в соку. Любовницей Мугабе она стала в пору работы секретарем у президента, который в то время был женат, а сама Грейс была замужем за военным летчиком Стэнли Горераза. После смерти президентской первой супруги Салли Хейфрон 72-летний глава государства и его 31-летняя подруга узаконили свои отношения.
Любительница шоппинга и бриллиантовых украшений, первая леди Зимбабве жила на широкую ногу. И попадала в различные «светские» скандалы с рукоприкладством, из которых ее выручала «дипломатическая неприкосновенность». То она избила в Гонконге репортера британского издания The Sunday Times Ричарда Джонса, имевшего наглость фотографировать Грейс при выходе из пятизвездочного отеля. То (всего несколько месяцев назад) отлупила удлинителем в одном из отелей Йоханнесбурга 20-летнюю модель Габриэллу Энджелс.
На днях Грейс Мугабе, возглавлявшая женскую организацию ЗАНУ-ПФ и пользовавшаяся, как говорят, поддержкой молодежного крыла, была исключена из партии. И ее амбиции возглавить страну после естественного ухода мужа стали совсем призрачными.
Зато более определенными стали шансы сделать новым президентом после Мугабе у его бывшего соратника 75-летнего Эммерсона Мнангагвы (он же Крокодил). С 2014 года он был вице-президентом страны и, соответственно, вероятным преемником – пока недавно (незадолго до военного переворота) Мугабе не снял его с этой должности. В прошлом Крокодил был активным участником войны за независимость, занимал ряд важных постов. Был, к примеру, министром госбезопасности – как раз в то время, когда Мугабе провел кровопролитную операцию «Гукурахунди», вырезая своих политических противников. Так что Мнангагва в либерализме замечен не был. После внезапной отставки Крокодилу пришлось даже бежать за рубеж из опасений за свою жизнь. Но теперь именно его называют наиболее вероятным преемником – так что власть в Зимбабве может только поменять свое лицо, сохранив свою суть. Впрочем, наверняка это не самый скверный вариант, если сравнивать с возможностью более жесткого развития событий с кровопролитной междоусобицей и иностранным вмешательством – как это уже не раз бывало в других странах Африки.