С момента объявления независимости 24 августа 1991 года и до сегодняшнего дня Украина так и не стала государством, руководство которого ценит государственные символы дороже собственности и денег. Наоборот, при малейшем сомнении украинский политик не медля предпочтет конкретную сумму денег не менее конкретным государственным интересам. Да, собственно, и в чем они выражаются? Какова миссия Украины в современном мире, кроме того, что она «неРоссия»? Уверен, что на этот вопрос не только не найдется ответов, но даже сама его постановка вызовет искреннее удивление у украинского «политикума». Знаете, когда успокаивается классический политик Незалежной? Когда у него уже есть собственный самолет, на котором можно в любое время и место улететь в случае чего! Но у олигархов-то, в отличие от политиков, помимо самолетов интересы есть еще и на земле. И увезти их не так-то просто.
Ведь кто такой украинский президент после Кравчука? Леонид Кучма, правивший 10 лет, с 1994-го по 2004-й, — отец и создатель нынешней олигархической модели современной Украины, при котором из бандитских разборок 90-х прямиком в список «Форбс» вышли все основные украинские олигархи: Ринат Ахметов (самый богатый украинец с начала 2000-х и по сей день), Дмитрий Фирташ (сделавший состояние на торговле туркменским и российским газом), Виктор Пинчук (просто зять Кучмы), Игорь Коломойский (наиболее дерзкий бизнесмен Днепропетровска). Затем был Виктор Ющенко, победивший в результате первого Майдана, «оранжевой революции», как результат «бунта миллионеров против миллиардеров». После него взял реванш Виктор Янукович — изначальный ставленник тех самых миллиардеров, впоследствии захотевший сам стать одним из них. Эта попытка его и погубила в конечном итоге. И он сбежал в Россию, прихватив с собой (опять же) самолет денег (как говорят злые языки). Ну и, наконец, Петр Порошенко — как олигарх собственной персоной. Тут тебе уже два в одном: и олигарх, и президент, и все вполне официально. К слову сказать, из тех самых миллионеров, что свергали миллиардеров в 2004-м. Но теперь-то Петр Алексеевич и сам стал официальным (!) миллиардером — мечты должны сбываться, особенно если к ним настойчиво идти.
Так развивалась Украина последние четверть века. Уже при Порошенко-президенте началась новая борьба за активы с Ахметовым и Коломойским. То есть, по сути, процессы 2004 года продолжились в новых обстоятельствах, но со старыми лицами (экс-миллионеры против местами уже экс-миллиардеров).
Потому особенно интересно посмотреть, что происходит с украинскими олигархами — настоящей киевской властью в последнее время. А происходит очень интересный процесс: созданные при непосредственном американском участии различного рода «антикоррупционные бюро», «специальные антикоррупционные прокуратуры» и даже «национальные комиссии по борьбе с коррупцией» под видом исполнения своих обязанностей преимущественно борются друг с другом за влияние. Это категорически не может устраивать их вашингтонских кураторов — ведь они им нужны исключительно для усмирения и ослабления олигархов. Удивительная вещь: кем стал олигарх в условиях современной Украины? Он стал главным и наиболее серьезным носителем украинского суверенитета в самом глубоком экономическом смысле этого слова. И делиться им он совсем не хочет ни с высокопоставленными американцами, ни с чертом лысым. Вот и остается несчастному украинскому олигарху только и делать, что бороться в меру сил за выживание своего (в меру) суверенного бизнеса с транснациональной многоголовой вашингтонской гидрой. По крайней мере так этот процесс представляется многочисленным американским кураторам украинских антикоррупционных ведомств.
Теперь давайте посмотрим, кто конкретно раздражает американцев своим чересчур независимым поведением? В первой десятке свежего рейтинга самых богатых украинцев с состоянием под $7 миллиардов мы встречаем на первом месте того самого Рината Ахметова, который только этой весной лишился контроля над большим количеством предприятий на территории Донецкой и Луганской народных республик и бизнес которого вследствие этого сильно просел. Кстати, уголь ДНР, поставляемый в Польшу и Венгрию вопреки всем санкциям, злые языки также приписывают ему. Просто по факту того, что никто другой не смог бы провернуть такую схему в силу необходимости задействовать огромное количество неформально-коррупционных связей. Будут ли американцы мириться с существованием такого серьезного игрока? Сильно сомневаюсь. Скорее, позволят его лютому другу Порошенко сожрать его при первой же возможности.
На втором месте с состоянием $1,4 миллиарда находится тот самый зять того самого Кучмы Виктор Пинчук. Он давно и плотно интегрирован во взаимоотношения с Вашингтоном. Правда, на свою беду, успел уж слишком сблизиться с четой Клинтонов и даже вложиться в их фонд, что вряд ли может рассматриваться администрацией Трампа в качестве заслуги. Тоже минус.
Следом за ним с аналогичным состоянием стоит в прошлом близкий к Тимошенко, но успевший вовремя переметнуться к Порошенко бизнесмен Константин Жеваго. С лета ходят упорные слухи: в обмен на то, что ему позволят не платить по долгам собственного обанкротившегося банка «Финансы и кредит», Жеваго готов уступить структурам действующего президента жемчужину своей бизнес-империи — полтавский ГОК. Пожалуй, один из наиболее удобных Порошенко бизнес-партнеров.
На четвертом месте рейтинга ($1,2 миллиарда) расположился заклятый враг Порошенко и младший бизнес-партнер Ахметова Вадим Новинский. Ставший одновременно гражданином Украины и депутатом Верховной рады в 2013 году от тогда еще украинского Севастополя, Новинский прославился как наиболее жесткий визави Порошенко как в кулуарах, так даже и внутри все более сговорчивого для власти «Оппозиционного блока», в котором он объявил недавно о создании «оппозиции».
Пятое место с состоянием более $1 миллиарда занимает президент Украины собственной персоной. Петр Порошенко, как владелец кондитерского актива «Рошен», а также ряда предприятий в сфере металлургии и даже производства оружия (киевский завод «Ленинская кузня»), в отличие от абсолютного большинства своих коллег последние три года демонстрирует завидную тенденцию стабильного роста стоимости активов. Притом, следует напомнить читателю, что в процессе избирательной кампании, а также сразу после нее Порошенко неоднократно обещал выйти из бизнеса, переписать его на своих друзей-детей-коллег и создать «слепой траст». По факту таким «слепым трастом» стала вся страна, делающая вид, будто ничего не произошло, в то время как олигарх Порошенко временно исполняет обязанности президента Украины.
Вторую пятерку украинских богатеев возглавляют владельцы компании «Приват» Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. Помните первый визит помощника госсекретаря США Виктории Нуланд на Украину в июне 2014-го? Единственным регионом, который она сочла нужным тогда посетить, помимо Киева, была Одесса. И на встрече с ее тогдашним губернатором присутствовал также глава Днепропетровской области Игорь Коломойский, которому в период «русской весны» доверили весь юго-восток. Но мавр сделал свое грязное дело — задушил народные протесты, фальсификациями выбрал мэром Днепра самого отвязного бандита из своего окружения и стал не нужен. Более того, опасен для действующей власти и ее американских кураторов как слишком независимый игрок.
На седьмом месте расположился австрийский узник Дмитрий Фирташ, пребывающий под перманентной угрозой экстрадиции в США за давнюю попытку дачи взятки индийскому бизнесмену (казалось бы, а причем здесь США?) и, вследствие этого, под домашним арестом в Вене последние 2 года. Давний газовый посредник «Газпрома» и трех последних президентов, в доме которого в пригороде Вены весной 2014-го, по его собственному признанию, и состоялось номинирование Порошенко на пост президента Украины.
Замыкают десятку близкий Порошенко агроолигарх Юрий Косюк, успевший поработать заместителем главы президентской администрации и до сих пор открывающий дверь туда ногой, и супруги Гереги, владеющие строительным бизнесом и также хорошие приятели действующего президента.
Очевидно, все эти люди в достаточной степени самостоятельны: некоторые в силу близких отношений с Порошенко (как в случае с Жеваго и Косюком) обладают на сегодняшний день немалым влиянием, но большинство (Ахметов, Новинский, Коломойский, Фирташ) как раз таки в качестве его прямых оппонентов представляют угрозу не столько Порошенко (он-то с ними договорится), сколько внешним кураторам Украины. С ними эти кураторы — сменивший Викторию Нуланд Уэсс Митчелл, спецпредставитель США Курт Волкер и многие другие американские «украинисты» — и будут бороться. Борьба эта будет жесткой, и исход ее непредсказуем — вашингтонский монстр, конечно, стозев и лаяй, но все равно за океаном, а олигархи — они всегда рядом. Будем наблюдать.
Читайте материал: Эксперты: за год США вооружат Киев, помешает только признание ДНР
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал