В назначенный час на пороге зала суда появился экс-министр, который в связи с переносом заседаний (судья была занята в других процессах) не появлялся на публике более двух недель. С сумкой наперевес, в темно-синих джинсах, свитере в актуальную клетку бывший чиновник излучал радость и хорошее настроение. Подойдя к своему месту, первым поздоровался с прессой:
- Здравствуйте!
- Как настрой? Давно не виделись...
- Настрой отличный!
На этом беседа закончилась и уже через несколько минут в зал зашёл мрачный мужчина в чёрном. С собой он принёс полуразвалившуюся и перекалённую изолентой картонную коробку Rotterdam и два прозрачных пакета, через которые просвечивались пачки денег. Мужчина положил на стол вещдоки и ни слова не говоря (журналисты буквально накинулись на него с вопросами) удалился из зала.
В какой-то момент в зале остались подсудимый с адвокатами и журналисты, которые принялись рассматривать таинственную коробку с пакетами.
- Один миллион восемьсот, - рапортовали корреспонденты после визуального изучения коробки.
Ещё около часа участники процесса и слушатели просидели в зале в ожидании судьи, которая, как впрочем и предупреждали, задержалась в другом процессе.
Поговорив с адвокатами, перекинувшись парой фраз с журналистами фигурант дела вдруг залез под стол и с трудом вытащил из сумки ноутбук, сильно отличавшийся по габаритам от современной оргтехники его адвокатов. Стол тут же покрылся слоем пыли, осыпавшиеся с компьютера.
— Я его редко использую, - сказал Улюкаев своему адвокату.
Защитница достала свою брендовую сумочку и брелком в виде мехового помпона заботливо протерла экран министерского гаджета. После этого, экс-министр принялся пальцем по букве набирать текст.
- Алексей Валентинович, а вы сегодня что-нибудь читаете?
- Нет, я сегодня пишу! - ответил экс-министр чем вызвал бурю смеха. - Вам только хи-хи, да ха-ха..., - отмахнулся подсудимый.
Наконец в зал зашли представители гособвинения и началось завораживающее действо, осмотр двух миллионов долларов, которые Улюкаев, согласно материалам дела, подобрал у елки во двое главного офиса «Роснефти» 14 ноября 20016 года.
- Пасьянс раскладывают..., - еле слышно первому ряду слушателей произнёс адвокат Тимофей Гриднев.
С чувством раскладывавший в это время на своём столе вещественные доказательства прокурор медленно повернул голову к судье и попросил перекатить «ернические высказывания», которые «защита непонятно почему себе позволяет».
Чуть позже судья попросила гособвинение деньги перенеси на свой стол, мол, так должны демонстрироваться вещдоки. В итоге аккуратные стопки цвета морской волны, перетянутые яркими канцелярскими резинками заняли почти весь стол председательствующей.
- Все? Больше никому не нужны денежные средства? - спросила судья после осмотра.
Уже через минуту пачки денег снова укладывали в потрепанную картонную коробку и пакеты. Переклеив все изолентой, гособвинеие передало вещдоки сотруднику СКР, тому самому, мужчине «в чёрном».
После технического перерыва в зал принесли полимерный мешок, в который была запечатана сумка, в которой находилась взятка. Ранее в показаниях свидетелей фигурировали разные формулировки. Сумка оказывалась то «чемоданом», то «саквояжем», то «портфелем». На самом деле все были недалеки от истины - два миллиона долларов во время оперативного мероприятия лежали в сумке-саквояже коричневого цвета с выделкой под «питона».
Читайте материал: Сумочка под елочкой: от видео получения Улюкаевым взятки повеяло холодом
При осмотре сумки случился казус - адвокат Гриднев не нашёл ключа, такого же важного вещественного доказательства, как и саквояж. Так что ни посмотреть, что внутри, ни провести эксперимент, чтобы убедиться, что сумка вместит два миллиона долларов, было невозможно.
Под занавес случилось то, чего фигуранты дела и журналисты ждали давно. Гособвинение поинтересовалось у судьи, посылалась ли Игорю Сечину повестка в суд и попросило это сделать. Повестку прокурор предложил направить на рабочий адрес топ-менеджера, намекнув, что домашний и рабочий адреса совпадают. После этого прокурор заявил, что закончил предоставлять вещественные доказательства, тем самым вызвав у адвокатов недоумение:
- Как? Вообще? - спросили адвокаты.
- Я же не сказал «на сегодня», - ответил представитель гособвинения.
Тогда у стороны защиты возник вопрос - чьим свидетелем станет Игорь Сечин, раз у гособвинения закончились все доводы. Вопрос этот обсуждать не стали и он так и остался открытым.
Тем временем к предоставлению доказательств невиновности своего подзащитного перешли адвокаты экс-министра.
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал