Имя чиновника Ващиковский не назвал, сообщив, что его обнародуют лишь после того, как будет завершена процедура внесения этого лица в списки персон нон-грата. Зато украинские журналисты уже назвали имя этого «счастливчика». По их версии, в польский «черный список» попал никто иной, как ярый «декоммунизатор”, директор Института Национальной памяти Владимир Вятрович. Именно его замминистра культуры Польши Ярослав Селлин накануне назвал «безответственным лицом с навязчивыми антипольскими идеями».
К хранителю «национальной памяти» у поляков много претензий. Во-первых, именно Вятрович на обвинения польского сенатора по поводу вандализма на Украине, где оскверняют польские памятники, ответил, что варварством отличается как раз Польша. По его словам, в соседней республике в течение трех лет 14 раз были осквернены украинские православные кресты и памятники. Именно Вятрович громко высказал свое возмущение по поводу того, что Польша отказалась впускать на свою территорию сторонников СС «Галичина». И именно Вятрович саркастически высказался в отношении вице-премьера Польши Петра Глински, который во время визита в «незалежную» «не решился зажечь свечи на могилах жертв УПА (организация, запрещенная в РФ — авт.)».
Напомним, вице-премьер Петр Глински приезжал на Украину, чтобы решить с Институтом Нацпамяти Украины болезненный вопрос с перезахоронением могил поляков на Украине. Не допускать поляков до эксгумации украинская сторона решила после того, как в апреле под Перемышлем был демонтирован памятник УПА. Для разрешения этих вопросов в незалежную прибыл представитель польского правительства, но переговоров с Вятровичем не получилось. Директор Института Национальной памяти стоял на своем: либо Польша оставляет в покое «национальных украинских героев», которые в годы ВОВ устроили резню на Волыни, уничтожая польское население, либо разговора не получится.
После вице-премьера в незалежную съездил министр иностранных дел Польши. И, как видим, так же не нашел понимания. По словам Ващиковского, у него нет для президента страны приятных известий с Украины. Дело в том, что во время пребывания во Львове главу польского МИД пригласили посетить музей оккупации. Сообщив при этом, что Польша так же в 1918-м году оккупировала Украину. После чего министр отказался посещать музей и визит, по сути, был сорван.
«Мы пришли к выводу, что нас используют» - сообщил Ващиковский по результатам своей поездки. По его словам, «по сей день мы сжимали зубы, поскольку учитывая нашу военно-политическую доктрину и безопасность, сохранение независимой Украины является бесценным. Однако мы сочли, что нас используют, что Украина достаточно беззаботно смотрит на эту проблему и выходит из расчета, что мы безусловно будем поддерживать безопасность и независимость Украины, стоять на ее стороне в конфликте с Россией и не требовать решения двусторонних проблем — исторических или образовательных», — заявил глава МИД Польши.
Украина же навстречу идти не хочет, хотя ей неоднократно сообщали, что «с Бандерой она в Европу не войдет». Теперь Польша готова к жестким ответным мерам. Для начала принято решение о том, что «люди, которые демонстративно носят мундиры «СС Галичина», в Польшу не въедут… Те, кто используют административные инструменты против Польши, также столкнутся с последствиями». Кроме того, сейм Польши готов рассмотреть законопроект о запрете пропаганды деяний ОУН-УПА (запрещенных в РФ» и «СС Галичина». За "отрицание преступлений украинских националистов" предлагается открывать уголовные дела.