Само по себе лоббирование интересов иностранных государств в Америке не запрещено. Однако желающие заниматься подобной деятельностью обязаны зарегистрироваться в Министерстве юстиции США и предоставить сведения о доходах, полученных подобным путем. Ничего из этого Пол Манафорт и его деловой партнер Рик Гейтс не сделали. Но как выяснилось в ходе расследования под руководством спецпрокурора Мюллера, с 2006 по 2014 год они получали большие суммы от украинского правительства и лоббировали его интересы в США. То, с какой тщательностью они скрывали свои истинные намерения, возможно, и натолкнуло прокурора на обвинения в «заговоре против США».
Предполагается, что Манафорт работал именно с украинской Партией регионов и тогдашним президентом страны Виктором Януковичем, которого в американских СМИ называют не иначе как «прокремлевским». К тому моменту, как политтехнолог возглавил предвыборный штаб Трампа в июне 2016 года, он уже не был незарегистрированным иностранным агентом Украины. Да и недолго ему удалось продержаться на этом посту: уже в августе он был вынужден подать в отставку из-за обвинений со стороны нового украинского правительства в том, что он незаконно получал деньги от предыдущих властей страны.
Полученные из Украины средства Манафорт и его партнер либо отмывали через американские компании, либо выводили в оффшоры на Кипре, Сейшельских островах, Сент-Винсенте и Гренадинах. При этом ни цента налогов с заработанного они не заплатили и не указали в налоговых декларациях, что имеют счета за границей.
Известно и на что пошли эти оффшорные миллионы. Оказалось, что Манафорт обожал предметы роскоши и не в чем себе не отказывал. В обвинительном заключении указано, что магазин антикварных ковров в Вирджинии получил от него почти $1 млн., в нью-йоркском бутике мужской одежды он оставил около $850 000, а на ремонт в своем особняке в Хэмптонсе политтехнолог спустил $5,4 млн. И это только некоторые статьи его трат, которые в целом были сосредоточены на роскошной недвижимости, антиквариате и одежде. На отмытые миллионы также были приобретены квартира в Нью-Йорке за $1,5 млн., апартаменты в Бруклине за $3 млн. и дом в Вирджинии за $1,9 млн. Всего через оффшорные счета обвиняемых прошло $75 млн. Манафорт обвиняется в отмывании и сокрытии от налоговиков $18 млн.
Хотя преступления экс-главы предвыборного штаба и не связаны напрямую с президентом Дональдом Трампом, они все равно вредят репутации, уверена заведующая Сектором внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. Американские прокуроры также указывают, что Манафорт может пойти на сделку со следствием, чтобы облегчить свое наказание, и дать показания против Трампа.
«Все подобные дела бросают тень на президента, — подчеркивает Виктория Журавлева. — Дело Манафорта обернется для Трампа, прежде всего, репутационным ущербом. Это звенья общей кампании, направленной на общую дискредитацию Трампа в глазах общества. Чем больше в его окружении будет людей, которым предъявлены обвинения, тем хуже его общее восприятие среди электората. Для его недоброжелателей это лишнее доказательство того, что он сам коррумпирован, связан с Россией, и что прийти к власти ему помогли преступники, соответственно, его нужно постепенно убирать. Кроме того, расследование — это и инструмент давления на Трампа. Уверена, что за кулисами идет постоянный торг с президентом по тем вопросам, которые касаются непосредственно его повестки. Сейчас Конгресс принимает бюджет, наверняка различный компромат на Трампа имеет значение при обсуждении приоритетов. Наличие в окружении главы Белого дома людей с неоднозначной репутацией — это, конечно, его слабость».