«Я уверен в том, что они финансируют Северную Корею, торгуют с Северной Кореей, ведут дела с Северной Кореей, и это совершенно недопустимо, — заявил Трамп об Иране. — Это не относится к сделке, но, с моей точки зрения, относится». Американский президент, как считают эксперты, готовит почву для выхода США из соглашения между Тегераном и шестеркой международных посредников, заключенного в 2015 году. Оно было прозвано «ядерной сделкой», потому что, по его условиям, Иран в обмен на снятие международных санкций отказался от своей ядерной программы.
Но часть вашингтонского истеблишмента, в том и числе Трамп, считает, что сделка была заключена на невыгодных для Америки и ее ближневосточных союзников условиях. «Мы должны положить конец иранской агрессии и ядерным амбициям», — ранее подчеркнул глава Белого дома, добавив, что в течении считанных дней он представит свое решение по этой проблеме. Однако президент отказался уточнить, означает ли это выход США из соглашения по иранскому атому.
Как бы то ни было, Тегеран демонстрирует свою приверженность ядерной сделке и отказываться от нее не собирается. «Ни Трамп, ни десять других Трампов не могут повернуть вспять необратимые выгоды, полученные Ираном от совместного всеобъемлющего плана действий (официальное название соглашения — «МК)», — заявил президент исламской республики Хасан Роухани.
«В скором времени Госдепартамент должен представить доклад о ходе выполнения Ираном программы в рамках ядерной сделки, — напомнил в разговоре с «МК» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. — В Вашингтоне по поводу этого идет борьба: в каком ключе этот доклад должен быть представлен? Одна точка зрения гласит, что Тегеран худо-бедно соблюдает условия соглашения, вторая — что он систематически их нарушает. Позиция Конгресса по этому вопросу всегда состояла в том, что Барак Обама заключил плохую сделку. Задача республиканцев — ее денонсировать. Естественно, что эта задача довольно сложная: в соглашении участвовали и Китай, и Евросоюз, и Россия, поэтому американские односторонние действия могут очень серьезно дестабилизировать всю ситуацию в этом регионе.
Трамп всегда говорил о том, что он «антиобама», что он проводит политику, которая идет в разрыв с якобы неправильной позицией предыдущего президента, особенно в иранском вопросе. Поэтому данное заявление Трампа стоит расценивать как постепенное склонение в сторону возможного выхода Соединенных Штатов из иранского соглашения. Президент может преследовать и другую цель. Учитывая сложность внутриполитической ситуации, он пытается «подыграть» республиканцам в Конгрессе, как бы говоря: «Я с вами, я понимаю и поддерживаю вашу позицию». Когда Трамп связывает Тегеран с Пхеньяном, он перекидывает мостик от абсолютного зла, каким в американском понимании является Северная Корея, к не менее абсолютному злу, по его мнению, то есть к Ирану».
«Американский президент, наверно, считает, что раз уж Иран разделяет печальную участь стран, включенных в группу изгоев, можно туда до кучи добавлять любое обвинение, — отметил в комментарии «МК» кандидат исторических наук, член Европейского общества иранистов Владимир Юртаев. — Мне кажется, что Трампу все же надо начинать с аргументов, а потом переходить к фактам. Вероятно, этот путь будет более конструктивным. Особенно учитывая предыдущие ложные посылки со стороны Соединенных Штатов в адрес других стран, например, случай с известным пузырьком, продемонстрированным Колином Пауэллом в ООН».
МЕЖДУ ТЕМ
Дональд Трамп заявил, что существует только одно решение северокорейской ядерной проблемы. Но отказался пояснить, какое именно, сказав, что скоро люди сами все увидят. «Президенты и их администрации вели переговоры с КНДР на протяжении 25 лет, заключались соглашения, тратились большие деньги, и это не сработало. Подписанные соглашения нарушались, прежде чем успевали высохнуть чернила, а американские переговорщики оставались в дураках. Извините, но только одна вещь сработает», — гласит запись главы Белого дома в Твиттере.