Посещение уборочной страды по неведомым причинам выпало из летних графиков первых лиц государства. Поэтому наверстывать пришлось уже осенью, причем не Владимиру Путину, который обычно ведет задушевные беседы с комбайнерами или овощеводами, а Дмитрию Медведеву, избравшему для визита Республику Адыгея. Неудивительно, что к концу сентября основной урожай в этих южных краях оказался уже собран, но для премьера все-таки нашли делянку с кукурузой и яблоки поздних сортов. Кстати, название столицы республики — Майкоп — в переводе с адыгейского не случайно означает «урочище диких яблонь»: плодово-ягодные сады здесь занимают более 3 тыс. га. Самым старым уже более 150 лет, и они по-прежнему успешно плодоносят. Кукуруза к приезду премьера не просто высохла, а, можно сказать, мумифицировалась. «Лето было засушливым, поэтому рекордных урожаев достичь не удалось», — посетовал директор хозяйства. Впрочем, несмотря на катаклизмы, жаловаться местным аграриям не приходится: с каждого гектара в среднем собрали 45 центнеров кукурузы.
— Раньше за такие результаты Героя Соцтруда давали! — похвалил фермеров Медведев. Премьер напомнил, что в Адыгее, как и на соседней Кубани, лучшая в стране земля:
— Эту землю немцы, которые здесь были (во времена Великой Отечественной войны), пытались вывозить в Германию!
— Надо намекнуть, чтоб возвращали! — раздался чей-то голос.
— Чего тут намекать? Пусть возвращают! — нахмурив брови, пошутил Медведев.
По сравнению с кукурузным полем яблоневый сад, у которого притормозил кортеж главы правительства, выглядел более презентабельным. Низкорослые деревца буквально ломились от спелых плодов. Рядом для наглядности стояли огромные ящики с уже собранным урожаем. Медведеву рассказали, что в рамках импортозамещения саженцы закупают у ближайших конкурентов, Польши и Италии, чтобы россияне, привыкшие к экспансии, не почувствовали разницы. Впрочем, на родной почве иностранные сорта получаются сочнее и вкуснее! Полпред президента в ЮФО Владимир Устинов тщетно пытался найти среди многочисленных ящиков яблоки Симиренко. Куда бы он ни тыкал, хозяева железно отвечали:
— Это Грэнни Смит!
— Ну что вы в самом деле, — не выдержал Медведев. — Фамилия Симиренко стала непопулярной, поэтому сейчас — Грэнни Смит.
Зато на импровизированной выставке продукции адыгейского агропрома полпреда, известного своей любовью к продовольственным деликатесам, ждало настоящее блаженство.
— Мне, пожалуйста, сыру вашего и еще болгарской брынзы, — стараясь держать себя в руках (а руки в карманах), полушепотом попросил Устинов.
— Вы корзиночку сразу берите, чего уж там, — смеясь, посоветовал Медведев.
Прекрасное настроение премьера оказалось совершенно оправданным: как доложил на совещании глава Минсельхоза Александр Ткачев, страна второй год подряд идет на рекорд — уже собрано 110 млн тонн зерна, а будет 116–117 млн тонн. Параллельно полным ходом продолжаются строительство современных теплиц и закладка интенсивных садов. Даже предварительные цифры показывают, что, несмотря на продление санкций, россияне этой зимой будут полностью обеспечены витаминами. Но есть в этой бочке меда и ложка дегтя: поскольку погода в ряде регионов выдалась холодная и дождливая, прямые потери аграриев составили 1,5 млрд руб. И отбить их за счет закупочных цен из-за высокого урожая не получится. Уже сейчас за Уралом и в Сибири у крестьян покупают продукцию ниже ее себестоимости.
По словам вице-спикера Госдумы Сергея Неверова, на парламентских слушаниях представители отрасли просили депутатов пролоббировать механизмы поддержки производителей зерна вплоть до государственных закупочных интервенций. А главное — сохранить в бюджете объемы финансирования сельского хозяйства на прошлогоднем уровне.
— Я буду с этим обращаться к президенту, — с готовностью заявил Медведев. — Бюджет, конечно, как обычно, сложный, но мы несколько лет назад договорились, что сельское хозяйство — это защищенные статьи. И отступать от этой позиции я не намерен.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram