МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Мамочка остается»: есть ли альтернатива Меркель на выборах в Германии

Действующая канцлер ФРГ имеет все шансы остаться у власти еще на один срок

За два дня до парламентских выборов в Германии, назначенных на 24 сентября, опросы общественного мнения по-прежнему прочат победу Христианско-демократическому союзу (ХДС) во главе с Ангелой Меркель. Судя по всему, консерваторы обеспечат себе большинство мест под стеклянным куполом Бундестага, а действующая канцлер ФРГ останется у руля немецкой демократии еще на четыре года. Глава правительства выглядит перед воскресным голосованием более чем расслабленной – христианские демократы поймали «попутный ветер» еще весной, победив на выборах в земельные парламенты Германии. Не испугал их и расцвет правого радикализма. Как говорят сами немцы, «Mutti bleibt» (нем. «Мамочка [то есть Меркель - «МК»] остается»).

Фото: Наталия Губернаторова

Парламентские выборы в ФРГ состоятся уже в воскресенье, 24 сентября: по результатам голосования распределятся места в Бундестаге и будет выбран глава правительства.

Последние опросы общественного мнения лишают немцев надежды на интригу. Блок консервативных партий – ХДС и Христианско-социального союза (ХСС) опережает своего основного конкурента – Социал-демократическую партию Германии (СДПГ) на 14%. Внушительный отрыв практически не оставляет сомнений: глава консерваторов 63-летняя Ангела Меркель останется в Ведомстве федерального канцлера на Вилли-Брандт-штрассе и обеспечит своей партии большинство мест в расположенном в двух шагах Бундестаге.

Политическая апатия в ходе предвыборной борьбы так и не была преодолена. Судя по всему, главная причина застоя – отсутствие существенных идеологических разногласий в политических программах главных соперников: консерваторы и социал-демократы выступают за единую Европу и толерантное общество, а с приходом во главу СДПГ Мартина Шульца – экс-главы Европарламента и, подобно Меркель, сторонника антироссийских санкций, – позиции партий совпали и в вопросе отношений Москвы и Берлина.

Надежды скучающих на политическом безрыбье избирателей были обмануты. Показателем стал трехкратный проигрыш социал-демократов весной на выборах в земельные парламенты Германии. «Эффект Шульца», позволивший в феврале рейтингам СДПГ и ХДС/ХСС сравняться, был краткосрочным – всему виной затянувшееся молчание экс-главы Европарламента, чересчур долго медлившего с политической программой.

Безальтерантивность остро ощущалась и во время единственных теледебатов Меркель и Шульца в начале сентября: за три недели до выборов якобы непримиримые оппоненты продемонстрировали удивительное единодушие, но на руку это сыграло Меркель, которую поддержало большинство телезрителей.

Отсутствие разнообразия привело к тому, что в немецком обществе возрос интерес к радикалам: в 2013 году политическая колода Германии пополнилась ультраправой партией «Альтернатива для Германии» (АдГ), которая сейчас уверенно набирает очки. Евроскептики из АдГ выступают против «диктата Брюсселя» и европейской гегемонии ФРГ и призывают сотрудничать с Москвой. В рейтингах они занимают третью строку, обгоняя партию «Союз 90/Зеленые». Однако, по мнению экспертов, на победу АдГ рассчитывать не приходится.

Высоки шансы на получение депутатских мандатов и у либералов: Свободная демократическая партия Германии (СвДП), вступая в правящую коалицию то с ХДС/ХСС, то с СДПГ, на протяжении десятилетий находилась у власти. Как предположил в разговоре с «МК» Владислав БЕЛОВ, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН, «если ХДС/ХСС наберет 39-40% голосов, а свободные демократы – около 11%, будет сформирована черно-желтая правящая коалиция, уже стоявшая у власти в 2009-2013 годах (черный – традиционный цвет консерваторов, желтый – СвДП – «МК».). За это, кстати, выступают многие немцы. Такой расклад гарантирует реализацию тех реформ, в которых так нуждается Германия».

Нехватка динамизма во внутриполитической жизни страны, судя по всему, может сказаться на явке избирателей. По словам Владислава Белова, она в любом случае будет выше 70%. «Многие утверждают, что явка может превысить показатели 2013 года (71,5%). На выборы, скорее всего, придут даже так называемые Nichtwähler (нем. «неизбиратели») – те, кто из-за отсутствия графы «против всех» традиционно в голосовании как таковом не участвуют. Так уже было на земельных выборах 2016-2017 годов», – подчеркнул эксперт.

Стоит напомнить, что, выставляя свою кандидатуру на пост главы правительства в четвертый раз, действующая канцлер ФРГ сомневалась, удастся ли ей завоевать сердца жаждущих перемен немцев. В ходе предвыборной кампании противовесом несколько отрешенной от народа Меркель мог стать лидер СДПГ Мартин Шульц. Однако глава кабмина неожиданно для всех изменила формат общения с населением, сделав ставку на свое природное обаяние. «Новичок» на германской внутриполитической сцене, Щульц безуспешно попытался разыграть эту карту: даже в «вотчинных» для СДПГ федеральных землях, где победы СДПГ стали традицией, рейтинги партии на весенних выборах в земельные парламенты оказались беспрецедентно низкими.

Главе правительства удалось создать образ близкого к народу лидера. В рамках тура по федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн Меркель в компании главного кандидата от ХДС Даниэля Гюнтера посетила карамельную фабрику в городе Эккернфёрде, где приняла участие в приготовлении и дегустации сладостей. Канцлер за свою находчивость была награждена – впервые с 2005 года партия ХДС выиграла выборы в местный ландтаг.

Были ли перемены, произошедшие в формате общения действующего канцлера ФРГ с населением, тонким расчетом – неясно. Как недавно в ритме блюза спела сама Меркель на празднике, организованном для партии в преддверии выборов, «Strange things happen every day» (англ. «Странные вещи происходят ежедневно»). Важно то, что усталость от сложившейся партийной системы наконец ощутили не только в народе.

В 2015 году Меркель было достаточно трех слов, чтобы внести раскол в немецкое общество. «Wir schaffen das» (нем. «Мы справимся с этим»), – заявила канцлер о миграционном кризисе. С легкой руки журналистов и политиков этот лозунг превратился в штамп, только раздражающий общественность. К сентябрю 2016 года, незадолго до выборов в городскую палату депутатов в Берлине, главе кабмина пришлось от него дистанцироваться: негативные последствия политики «открытых дверей» особо остро ощущались именно в немецкой столице, принявшей наибольшее в ФРГ число мигрантов. Дивиденды от сложившейся ситуации получили радикалы: АдГ, известная своей антииммигрантской риторикой, прошла в столичный парламент, серьезно потеснив ХДС.

В преддверии выборов в Бундестаг миграционную политику Меркель вновь критикуют. Постановление открыть границы для беженцев, принятое главой кабмина практически в одиночку, назвал ошибкой и Шульц. С негативными последствиями этого решения сталкивается весь Евросоюз, и, по мнению политика, это цена за упрямство Меркель.

Население смотрит на этот вопрос несколько по-иному: выбор правопопулистской «Альтернативы» – дань протестным настроениям в целом, но не ответ на миграционную политику ФРГ. Взгляды экспертов сходятся в одном: ожидаемые высокие результаты АдГ на выборах 24 сентября необходимо рассматривать как рецидив глубинного кризиса, охватившего страну.

Главный результат предстоящих выборов можно считать предрешенным. Скорее всего, самая влиятельная женщина Европы повторит рекорд Гельмута Коля, стоявшего во главе немецкого правительства 16 лет (Меркель занимает пост с 2005 года). Единственная интрига состоит в том, с кем ХДС сформирует правящую коалицию.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах