Первое, что бросается в глаза при подъезде к городу Хомс, величественная крепость, стоящая на вершине холма. Дорога до крепости очень крутая и автобус, забираясь все выше, натужно гудит двигателем, периодически пытаясь заглохнуть. У подножья холма раскинулись небольшие деревеньки, которые окружают крепость. В них до войны проживали как мусульмане, так и христиане. Однако сейчас здесь практически безлюдно. Большинство домов почти полностью разрушены в ходе боев сирийской армии с террористами. Рядом с покореженными взрывами строениями у обочины дороги растут кусты инжира и граната. На них висят спелые плоды, однако их никто не собирает. Люди пока не торопятся возвращаться в свои искалеченные войной дома. Последний крутой поворот и перед тобой появляется крепость поражающая своими масштабами. Высоченные толстые стены, по периметру которых стоят еще более высоки башни, глубокий ров. Ощущение такое, что ты стал участником фильма про рыцарей и вот-вот из ворот выйдут крестоносцы, закованные в латы.
ЦИТАДЕЛЬ
Цитадель Крак де Шевалье одна из самых известных крепостей в мире. Это в первую очередь выдающаяся военное фортификационное сооружение, которое является памятником ЮНЕСКО. Она внесена в перечень международного исторического наследия. Цитадель делится на две части - внутреннюю и внешнюю крепости. Первые упоминания о ней датируются еще 11 веком. Основали ее крестоносцы, затем она переходила из рук в руки. И каждый кто ей владел, вносил в архитектуру свои изменения. Цитадель способна вместить до 2 тысяч человек. Последняя крупная постройка - Башня Би Барш. Крепость строили основательно и не смотря на то, что она стоит на вершине холма, здесь выкопаны 23 источника воды. Здесь крестоносцы отстроили церковь, баню, столовые, госпиталь и школу. Цитадель стала маленьким городком, в котором было все необходимое для жизни.
Директор музея-крепости Найма Мухаб работает здесь уже 20 лет. Она знает в цитадели каждый уголок и рассказывает о ней, как о живом человеке. Говорит, что самые страшные минуты пережила зимой 2012 года, когда цитадель захватили боевики. Отряд из 700 человек пришел в провинцию Хомс со стороны Ливана и стал хозяйничать в крепости и в близлежащих деревеньках. Боевики собирали дань с деревень, а с крепости контролировали участок стратегической дороги, ведущей из Хомса в Латакию.
Сирийская армия вошла в крепость 21 марта 2014 года и подняла над одной из башен сирийский флаг.
- Я все видела своими глазами, так как живу неподалеку от крепости, честно говоря я даже заплакала от радости, - вспоминает Найма и на ее глазах вновь появляются слезы. - Уже 23 марта мы вернулись в цитадель и то, что мы увидели, привело нас в ужас. Боевики разграбили все что здесь было. Исторические ценности, хранившиеся в музее, технику, забирали даже личные вещи сотрудников. Все, что не удалось унести, безжалостно уничтожалось. Нас просто выгнали и запретили здесь появляться.
Чем не угодил варварам 21 века исторический памятник непонятно, но боевики поджигали помещения, уничтожили всю подсветку, закладывали в стены фугасы и подрывали их. Все, кто пытался подойти к крепости - расстреливались. Здесь казнили сирийских военнослужащих, которые держали оборону крепости. Причем убивали показательно с особой жестокостью, при этом снимали свои зверства на видео.
Исторические помещения боевики переоборудовали под личные нужды. В одном из них — раньше бывшим местной гаупвахтой - боевики организовали штаб. Найма рассказывает, что здесь они установили спутниковые антенны, сделали комнаты отдыха, столовую, поставили душ и биотуалеты.
Сейчас в крепости ведутся восстановительные работы, но пока они далеки до завершения. Для полного восстановления крепости понадобится не менее 80 миллионов долларов. Был направлен запрос в ЮНЕСКО и оттуда постепенно приходят деньги.
Услышав вопрос о том, сколько туристов посещало крепость до войны, директор вздохнула и печально улыбнулась.
- Раньше, за год, крепость посещало около миллиона человек, в день здесь могло быть до девяти тысяч посетителей. Так же сюда приезжали киногруппы, снимались исторические фильмы. Сейчас конечно ничего этого нет. В Сирии сейчас не до туризма, хотя мы уже открыты и готовы принимать экскурсии, - говорит Найма.
ЗОНА ДЕЭСКАЛАЦИИ
В провинции Хомс действуют несколько зон деэскалации. Проще говоря, это пропускные пункты с одной стороны которых сирийская армия, с другой - умеренная оппозиция. Гарантом, что никаких провокаций здесь не будет, является российская военная полиция, которая круглосуточно дежурит на этих территориях. Одна из зон деэскклации находится возле населенного пункта Эр-Растан. Она действует около двух месяцев. Отсюда до позиций боевиков меньше полукилометра. С двух сторон КПП, разделяющего враждующие стороны, выстроились очереди. Мужчины, женщины, старики, которые хотят попасть на территорию, контролируемую оппозицией подходят к столам, где дежурят сирийские военные и представители нашей военной полиции. Люди показывают документы, предъявляют к досмотру личные вещи и, получив добро, переходят на ту сторону. В основном на туда идут люди, нагруженные сирийскими лепешками. Как выясняется, это местный маленький бизнес. Со стороны, подконтрольной официальной власти, в зону подконтрольную боевикам, несут на продажу хлеб. С другой стороны несут овощи и фрукты. Такая неофициальная торговля позволяет хоть немного заработать.
Со стороны контролируемой оппозицией, на наших глазах выстроилась очередь. Люди ждут, когда им начнут раздавать российскую гуманитарную помощь. Представители российского центра примирения поясняют, что гуманитарку раздают всем желающим, с какой бы стороны они не пришли. Конечно, в первую очередь ее получают женщины и пожилые люди. Как только российские «Камазы» с гуманитаркой выстроились у КПП - в очереди началось волнение. Люди стали отталкивать друг друга, чтобы первыми получить заветный пакет с крупами и мукой. Некоторые шли на хитрость и подталкивали к грузовикам детей, чтобы те своими жалостливыми криками привлекли внимание российских военных, раздающих пакеты.
Представитель центра примирения, полковник Александр Сазонов, рассказывает, что на этот переход еженедельно доставляется свыше 10 тонн гуманитарных грузов. Здесь так же развернуто медицинское отделение центра примирения, где оказывается помощь. Он поясняет, что такой переход нужен для того, чтобы мирные жители, оказавшиеся заложниками войны, могли повидать родных и близких, купить необходимые продукты.
- В течении пяти лет не встречались родные и близкие, не оказывалось нормальной медицинской помощи. Сейчас этот процесс сдвинулся с мертвой точки и видна положительная динамика, - говорит офицер. - В день через пункт проходит порядка 10 тысяч человек.
Заместитель губернатора провинции Хомс рассказал журналистам, что провинция подверглась самому большому урону от боевиков и понесла большие потери.
- Население провинции хочет мира, спокойствия и делает все возможное, чтобы здесь воцарилась гуманность. Наш народ принял решение защищать мир, и сейчас обстановка стабилизировалась. Мы работаем на процесс примирения и стараемся решать проблемы мирным путем, а не военным. После того, как мы запустили процесс примирения, мы стали восстанавливать мирную жизнь — электростанции, водонасосные станции и так далее. Скоро мы закончим процесс восстановления во всей провинции. Военная полиция РФ, а так же наблюдатели, следят за режимом прекращения огня. Сирийская армия взяла на себя обязательства по прекращению огня и не смотря на попытки, которые предпринимают террористы для нарушения этого режима, мы не отвечаем на эти провокации. Мы хотим поблагодарить российскую сторону за помощь, которую она нам оказывает.