Сенсации на губернаторских выборах не случилось, так, в большинстве регионов победили кандидаты от партии власти.
Руководитель Центра политических и экономических реформ Николай Миронов в разговоре с «МК» отметил, что нигде в регионах не существовало конкурентных кампаний, именно этим обусловлен такой результат провластных кандидатов. «Избирательная система откатилась к началу «нулевых» годов, она стала такой, от которой пытались уйти в 2011-м», — утверждает он.
По мнению руководителя Политической экспертной группы Константина Калачева, губернаторам, набравшим 80% и более, «придется очень постараться».
«Постараться, чтобы протестные настроения не росли, улучшалось социальное самочувствие, а Путин получил не меньше, а больше, чем недавно избранный руководитель территории», — говорит он. Таким образом, с одной стороны, победители празднуют триумф, с другой — им предстоит изрядно поработать.
При этом многие из экспертов уверены, что причина победы ЕР как раз в безальтернативности в плане степени «народной поддержки».
Что касается муниципальных выборов в Москве — оппозиция ликует, сводная команда демократов под предводительством видных оппозиционеров Дмитрия Гудкова и Максима Каца одержала победу в 14 муниципальных округах столицы, в том числе и в Гагаринском, где голосовал Владимир Путин. При этом явка была низкой, московский избирком оценил ее в 15%. Его представитель Виктор Горбунов назвал лидерами «Единую Россию» и «Яблоко».
О победе также заявили оппозиционер Илья Яшин и журналист Илья Азар, в Басманном округе муниципальным депутатом стала оппозиционная кандидатка Люся Штейн. После того как стихло удивление (таких результатов на выборах, пусть и муниципальных, у оппозиции еще не было), впору задаться вопросами: что это означает и к чему приведет?
Кроме версии о том, что протестный электорат подорвал изнутри бюрократическую систему «выборов без выбора», показав свою потенциальную мощь, можно выдвинуть еще несколько.
Например, как любят отмечать противники любых форм взаимодействия с действующей властью, участие в выборах легитимизирует заведомо порочную систему: «посмотрите, как у нас все честно, а вы еще чем-то недовольны», будут говорить в Кремле. Таким образом, результаты оппозиции на муниципальных выборах, которые, по большому счету, значат не много, теперь железный аргумент для оправдания системы в целом.
Еще одна версия — двери муниципальных собраний дружелюбно распахнулись перед оппозиционерами в лице членов команды Каца и Гудкова, чтобы отвлечь электорат от Навального. На самом деле нынешние демократы-мундепы, которые шли в команде с Гудковым и Кацем, в массе Навального поддерживают и могут только усилить его позиции. Впрочем, антинавальновская версия сработает в том случае, если кто-то из локомотивов мундепов сам решит участвовать в выборах президента. В таком случае возникнет логичный вопрос: почему бы не поддержать того, кто уже показал себя на выборах и кто, в отличие от Навального, не обременен судимостью и имеет полное право в них участвовать?
Не стоит забывать и о предстоящих выборах мэра столицы. В прошлый раз на них не с лучшей стороны показал себя как Алексей Навальный, так и бывший коллега Дмитрия Гудкова по фракции «Справедливая Россия» Николай Левичев. Гудков может объединить сторонников обоих кандидатов. Тут стоит отметить, что хоть оппозиция и отличилась, шансов самостоятельно пройти муниципальный фильтр для выдвижения своего кандидата в мэры у нее нет, для этого нужно в разы больше депутатов.
Если рядовые мундепы Навального поддерживают, то с Кацем у него давние трения.
С первым они успели вместе поработать, а потом забросать друг друга взаимными обвинениями. Так, Навальный обвиняет Каца в работе на мэрию, а Кац Навального — в непорядочности. Начался конфликт с того, что Кац разобрал в своем блоге плюсы и минусы реформ ЖКХ, которые предложил Навальный, тот в ответ на критику назвал оппонента глупым. В перепалку бывших соратников вступили и их соратники, одна сторона называет Каца провластным и непрофессиональным, друга Навального — неблагодарным нарциссом.
В итоге в ходе муниципальных выборов дошло до того, что сторонники Навального обвинили Гудкова и Каца в «спойлерстве», они якобы приходили в районы, где свое место в совете жаждали занять кандидаты Навального, и перетягивали электорат на себя.
Гудков, впрочем, эти обвинения отрицает. По его словам, «объединение демократических кандидатов было готово к взаимодействию, но кандидаты были нацелены на конфликт». Кроме того, Гудков не считает, что речь может идти о намеренном «оттягивании» электората в контексте муниципальных выборов, где победу могут одержать по несколько кандидатов в одном районе.
При этом характерно повел себя сам Навальный. Он поздравил оппозиционеров с победой, указал на успехи ряда кандидатов, но ни словом не обмолвился о Каце и Гудкове с командой. Комментируя эту новость в Сети, многие тут же провели параллель с известным парадоксом — ни Путин, ни его окружение никогда не упоминают имя Навального. И неформальный лидер оппозиции, по словам интернет-пользователей, решил упорно «молчать о Каце».
«Для оппозиции стратегически это победа незначительная», — отмечает Николай Миронов. По его словам, успех оппозиционеров, напротив, выгоден власти, поскольку она сможет определить кандидата как на мэрские, так и на президентские выборы, прощупав электорат Москвы, который непременно отдаст голоса представителю оппозиции, а тот, в свою очередь, должен быть безопасен и хорошо изучен.
«Нужен человек, подобный Михаилу Прохорову, — говорит он. — Это часть большой игры, а оппозиция не очень верно все поняла — на самом деле ее изучали».
Самое интересное за день в «МК» - в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram.