На самом деле никакого особого заговора здесь нет, а все дело в процедуре досрочного голосования, которая была предельно затруднена все теми же майскими поправками в законодательство. Теперь для того, чтобы выдать бланк досрочно, нужно собрать кворум избирательной комиссии (раньше было достаточно двух подписей).
И вот картина маслом. Предположим, я захотел проголосовать досрочно и явился в Избирательную комиссию муниципального образования (она является вышестоящей на таких выборах). В приемные часы в ИКМО дежурят два человека. Я пишу заявление, для того чтобы его рассмотреть, нужно собрать еще человек восемь, а лучше девять. А все на работе, и далеко не каждый работает в своем районе. В одной из ИКМО нашли такой выход: оповестили всех, кто хочет проголосовать досрочно, чтобы явились вместе в одно время. И собирать кворум появился смысл.
Но и это сразу вызвало вопросы: почему досрочно голосуют толпами? А когда желающие приходят по одному — реализовать процедуру просто нереально.
Ну что же, тогда пойдем в УИК. Там кворум собрать легче, благо львиная доля членов — учителя одной школы и пенсионеры из соседних домов. Рассмотрели заявление, составили протокол решения. Но прежде чем выдать избирателю бланк, требуется снабдить документацию... печатью вышестоящей комиссии. Печать эта — в единственном экземпляре, и правила ее доставки достаточно строги. Три члена ИКМО должны ее сопровождать в УИК. А УИК, кстати, во многих столичных районах по 60 и более на одну вышестоящую комиссию. А если два избирателя с двух УИК одновременно захотели проголосовать досрочно?
В общем, и второй вариант технически почти невозможен. Вот и приходится членам комиссий делать вид, что они не читали того пункта, который запрещает им требовать каких-то подтверждений, и просят «предъявить билет завтра», чтобы отбить охоту или собрать побольше избирателей единовременно.
К сожалению, в Центризбиркоме к этой процедурной глупости относятся без особого внимания.
— Решение о допуске к досрочному голосованию избирателя рассматривает избирательная комиссия коллегиально на своем заседании. В каждую комиссию входят представители разных партий, которые могут отстаивать свою точку зрения, поэтому решения должны быть объективными. Я пока не видел ни одной официальной жалобы на то, что избирателя необоснованно не допустили. В понедельник прошло совещание в ЦИК с представителями 14 партий — и жалоб от них на эту тему я не услышал, — сказал «МК» член ЦИК с правом решающего голоса Евгений ШЕВЧЕНКО.
Муниципальные выборы в Москве впервые проходят по новым правилам досрочного голосования. На думских выборах 2016 года «досрочка» вообще не применялась — там были открепительные. Тогда оппозиционные кандидаты тоже были недовольны. Им пошли навстречу, законодательство переработали. Сейчас первый блин очевидно вышел комом. Значит, нужно делать работу над ошибками.