«Важно осознавать, что вкладывают американцы в понятие дипломатии, – отметил главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир ВАСИЛЬЕВ в беседе с «МК». – По их мнению, такой подход предполагает, что надо нажать на Китай, надо нажать на Россию – чтобы они, в свою очередь, надавили на Северную Корею, заставив последнюю в одностороннем порядке капитулировать. Эта концепция является очень опасной. США не хотят идти на соглашения, которые могли бы быть расценены как уступки с их стороны. На сегодня я подобных уступок не вижу. И Вашингтон сам загоняет себя в угол, где единственным возможным решением проблемы становится военное.
Возможно, – это моя личная интерпретация, – Трамп уже формально дал добро военным на разработку силового решения северокорейской проблемы. Мэттис, вероятно, подтвердил готовность следовать этому сценарию, но сейчас Пентагон не готов. И именно в контексте этой неготовности – то есть, скажем, завтра США еще не смогут начать полномасштабную военную операцию, – и стоит понимать заявление американского министра обороны.
Не стоит забывать о том, что за всем происходящим внимательно следит Конгресс. И главным в скором времени – а конгрессмены вернутся к работе 5 сентября, – будут, возможно, не слова Трампа или Мэттиса, а положение на Капитолийском холме. Члены Сената – не только демократы, но и республиканцы, – могут потребовать от президента обратиться к ним за полномочиями на ведение войны. На данный момент американское законодательство позволяет главе государства в течение 60 дней вести некие «ограниченные военные действия». Но «ограничиться», скорее всего, не получится, и конгрессмены понимают, что их могут втравить в полномасштабный конфликт. С учетом этом ситуации взгляд стоит обратить на Капитолийский холм. В то же время понятно, что Конгресс может затянуть рассмотрение вопроса о предоставлении Трампу полномочий на ведение войны.
Однако, существует и другой фактор – внутриполитическая ситуация. Она такова, что объективно подталкивает Трампа к внешнеполитическим авантюрам. Принцип простой – речь не идет обязательно о «маленькой победоносной войне», но, в случае успеха, победителя, как известно, не судят. Возможно, победа немного отдалит от Трампа перспективу импичмента, снизит напряженность вокруг расследования о его вероятных связях с Россией и т. д.».