«Греция несколько лет назад тоже требовала от Германии репарации, — напомнил в разговоре с «МК» заведующий сектором исследований Европейского Союза Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Юрий Квашнин. — Это было связано с долговым кризисом в этой стране. Были очень жесткие переговоры между правительствами Греции и Германии, и в попытке сделать Берлин более сговорчивым греки выдвинули идею о том, что им не были доплачены репарации за Вторую мировую войну. С Польшей сейчас происходит примерно то же самое. Да, там нет долгового вопроса, но есть достаточно серьезные разногласия между Германией и Польшей по поводу внутриполитического развития. Варшаву очень часто упрекают в авторитарных тенденциях, и поляки вынуждены выдвигать контробвинения в адрес своих европейских партнеров. В ход идут и такие достаточно демагогические требования».
«Польша уже не в первый раз за время членства в ЕС поднимает вопрос о неких компенсациях за Вторую мировую войну, — отметил в комментарии «МК» доцент кафедры Интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. — В первый раз это было еще в середине 2000-х годов, когда обсуждался проект конституции Европейского союза и система принятия решений. Тогда президент Лех Качиньский заявил, что Польша должна обладать тем количеством голосов, которые были бы у нее, если бы она не потеряла столько людей во Второй мировой войне. Это вызвало категорическое неприятие не только со стороны Германии, но и ЕС. Вопрос был снят, но осадок остался.
Это такой фирменный стиль правящей в Польше партии «Право и справедливость» — заявлять о защите польских национальных интересов вплоть до требования репараций от Германии. Сегодня этот вопрос поднимается вновь из-за того, что у Варшавы очень сложные отношения с Европейским союзом: польское правительство внесло существенные поправки в порядок назначения судей, серьезно меняет законодательство по другим вопросам и в целом не одобряет либеральный курс ЕС. В этом контексте Европа даже угрожает полякам некими санкциями, и «Право и справедливость», по всей видимости, решила повысить ставки. На самом деле это не очень рациональный сценарий. Но у внутренней публики такая жесткая риторика пользуется спросом, и расчет, наверно, был именно на это.
Смешно было бы сейчас говорить о выплате каких-то репараций со стороны Герании. Польша формально отказалась от них в 50-е годы прошлого века. То есть у Варшавы нет юридических оснований требовать выплат. Кроме того, это нонсенс — чтобы в рамках Евросоюза одна страна требовала у другой репарации. Германия на это никогда не пойдет. Это требование однозначно не будет удовлетворено, но, возможно, оно даст дополнительные политические очки партии Качиньского внутри страны, одновременно еще более осложнив отношения с Брюсселем».
Реакция: Германия ответила на претензии Польши по выплатам за Вторую мировую