Поводом для столкновений в ночь на 12 августа в Шарлоттсвилле (штат Вирджиния) стало решение местных властей о сносе памятника генералу-конфедерату Роберту Ли.
Против этих планов выступили многочисленные «альт-правые», включая, в частности, и представителей Ку-Клукс-Клана (ККК). В ходе столкновений с левыми активистами, поддержавшими решение о сносе монумента, погибли по меньшей мере три человека, более тридцати получили ранения. Некоторые из них были госпитализированы в тяжелом состоянии.
СПРАВКА «МК»: «Альтернативные правые» («альт-правые») – условное обозначение для широкого движения в США, объединяющего сторонников ультраправых взглядов. «Альтернативные» – потому что, в отличие от «обычных» правых, они отвергают и классический американский консерватизм.
Отвечая на вопрос одного из репортеров в ходе выступления в Нью-Йорке 15 августа, Трамп заявил: «Когда вы говорите об «альт-правых»... Хорошо, а как насчет «альт-левых», пришедших напасть на «альт-правых»? Была группа плохих людей с одной стороны. Но и с другой стороны (имеются в виду левые активисты. - «МК») была группа агрессивно настроенных людей. Никто не хочет говорить об этом, и вот я это делаю».
Оценка Трампом роли левых активистов, противостоявших неонацистам, членам Ку-Клукс-Клана и другим «альт-правым», вызвала в среде последних одобрение. Так, экс-лидер куклуксклановцев Дэвид Дьюк приветствовал «мужественный» поступок президента. Впрочем, как считают политические оппоненты Трампа, одобрения от бывшего главы расистской организации – верный признак того, что президент на неверном пути.
Слова об ответственности «альт-левых» за события в Шарлоттсвилле прозвучали спустя сутки после того, как Трамп официально осудил http://www.mk.ru/politics/2017/08/15/vytyagivali-kleshhami-tramp-nakonec-zakleymil-nacistov-i-kukluksklanovcev-sharlottsvillya.html «ККК, неонацистов и других сторонников теории о превосходстве белой расы».
Теперь же президент, очевидно, решил вернуть доверие «альт-правых», которые составляют весомую долю его электората.
Но вопрос о том, насколько ему это удалось, остается открытым. Первое заявление – с осуждением неонацистов, – ультраправые Трампу вряд ли забудут. А слова об ответственности левых за трагедию, разумеется, приведут к дальнейшему падению авторитета президента в политических кругах США, с которыми у него и без того не лучшие отношения.
Усугубляет ситуацию и тот факт, что Трамп затягивал даже с первым заявлением после трагедии. По его словам, он хотел собрать больше объективной информации, нежели предоставляют «фейковые», как он их называет, СМИ. В американском обществе такая мотивация уже вызвала недовольство. Многие интернет-пользователи отмечают, что вместо исполнения прямых президентских обязанностей (включая и оперативное реагирование на события, подобные шарлоттсвилльским), Трамп предпочитает продолжать свою войну с масс-медиа. Не в пользу хозяина Белого дома говорит и популярность твита Барака Обамы. Вполне очевидно, что людям не хватает президента, способного найти нужные слова в трагических обстоятельствах, а не того, кто пытается усидеть на нескольких стульях и решить собственные задачи.