МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Вышедший на свободу Сергей Удальцов: «Теперь я суперстар»

Оппозиционер о похоронных костюмах, которые он шил на зоне, и о своем подъезде облитом краской после его возвращения

Один из лидеров Болотной Сергей Удальцов – единственный из «высокопоставленных» оппозиционеров, кто отсидел реальный срок по делу с политической подоплекой. Его обвинили в намерении устроить массовые беспорядки и свергнуть власть. Теперь он на свободе, оппозиция расколота «крымским вопросом», политические реалии поменялись, за участие в массовых акциях снова сажают в тюрьмы. Где во всем этом найдет свое место товарищ Удальцов?

Как изменилась жизнь в стране и атмосфера в обществе, пока вы были в тюрьме?

За несколько дней, конечно, все изменения прочувствовать сложно. На первый взгляд, все так же светит солнце, в метро полно народа, как и раньше.

Ну а если более серьезно, то в обществе появилось больше агрессии и разобщения. На второй день после освобождения уже какие-то подосланные люди облили мне подъезд краской. Очень остро стоит вопрос – ты за присоединение Крыма или против. Я волеизъявление крымчан всегда поддерживал, поэтому теперь кто-то мне шлет слова поддержки (таких больше), а кто-то проклинает. В общем, определенный раскол в обществе, особенно в среде гражданских и политических активистов, ощущается. И быстро это, к сожалению, не пройдет.

Вы чувствуете свою ответственность за тех, кто оказался в тюрьме по болотному делу и вообще за события 6 мая 2012?

Конечно, если ты звал людей на площадь, а потом они оказались в тюрьме – ответственность на тебе лежит серьезная. Но, замечу, что я сам отсидел полный срок, от звонка до звонка, больше, чем остальные «болотники» - четыре с половиной года (как и Леонид Развозжаев). Поэтому в данном случае совесть моя чиста, я с ребятами разделил все тяготы, не спрятался за их спинами. Другой вопрос, что и я, и остальные узники «болотного дела» сели в тюрьму из-за масштабной провокации властей, организовавших давку на Болотной площади 6 мая 2012 года, которую потом заранее проинструктированные следователи абсолютно незаконно квалифицировали как «массовые беспорядки». Плюс к этому – ряд оппозиционеров тогда вели себя сомнительно, как будто подыгрывали властям в организации этой провокации на Болотной. Вот об их ответственности тоже не стоит забывать.

Как за эти годы изменились ваши близкие?

Дети повзрослели, жена все такая же молодая и красивая, а родители, к сожалению, все чаще болеют. Но слава богу, они все меня дождались. Думаю, если бы с ними что-то случилось за эти годы, мне пришлось бы встать на путь кровной мести. Но и так я ничего не забываю, ведь такое забыть невозможно.

Вам будет не хватать чего-то, что было у вас в тюрьме?

Уже с первых дней на свободе захлестнула вселенская суета, еще до конца к ней не привык. Поэтому с легкой грустью вспоминаю размеренную жизнь «по режиму», которая идет в местах лишения свободы. Не хватает питательной баланды и заботливых милиционеров, которые утром разбудят, а вечером спать уложат. Конечно, это шутка, хотя, как известно, в каждой шутке есть доля правды. Так что пока адаптируюсь к нашей сложной и суматошной жизни. Ну, а тюремная ностальгия, думаю, продлится недолго.

На пресс-конференции вы говорили, что научились шить в тюрьме, не хотите запустить линию одежды - штаны от Удальцова?

Ну штаны – это слишком мелко. Мы в колонии шили и костюмы (в том числе – похоронные), и различную спецодежду, и головные уборы. Так что, если политическая карьера пойдет под откос, то буду открывать модельный дом и конкурировать с Юдашкиным. Спасибо государству, в тюрьме приобрел полезную профессию.

Вы, кстати, думали, чем теперь будете зарабатывать на жизнь?

Как было сказано выше, я теперь на машинке вышивать умею, а также стал мастером оверлока, что уже не оставит меня без куска хлеба. Ну а если серьезно, намерен, помимо общественно-политической деятельности, продолжать совершенствоваться на юридическом поприще (в соответствии со своим образованием), что тоже приносит доход. В общем, семья голодать не будет.

Оппозиция в 2012 и сейчас - в чем разница?

В 2011-2012 годах оппозиция из разных политических отрядов (левые, либералы, национал-патриоты) успешно взаимодействовала, добиваясь реформирования избирательного законодательства, либерализации политической системы, соблюдения базовых социальных прав граждан. Существовала неплохая координация действий, работал общий оргкомитет (который и организовывал стотысячные митинги на Болотной площади и на проспекте Сахарова), а затем Координационный совет оппозиции. Это все сильно напугало власть, поэтому были предприняты серьезные усилия, в том числе и репрессивные, чтобы эта оппозиционная коалиция была разрушена. Помимо запугивания, через «агентов влияния» начали стравливать лидеров между собой, играя на чрезмерной амбициозности некоторых из них. Ну а потом еще и украинские события произошли, которые также не способствовали консолидации российского протестного движения. Поэтому сегодня я наблюдаю практически полное отсутствие какой-либо координации действий, каждый тянет одеяло на себя, что значительно ослабляет наши общие возможности. Да и среди левых сил, состояние которых по понятным причинам меня беспокоит больше всего, нет особого единства. Так что, есть чем заняться, буду прилагать все усилия, чтобы наша консолидация в конкретных делах постепенно усиливалась. Надеюсь, что ситуация сдвинется с мертвой точки.

Анастасия и сыновья Иван (слева) и Олег (справа), 2005 год.

О чем вы жалеете?

В местах лишения свободы все живут по принципу «не верь, не бойся, не проси», а я бы еще добавил – и не жалей ни о чем. Этим я и руководствуюсь.

Ваши дети несколько лет жили на Украине, это на них сказалось?

Они жили там наездами, последний год они уже учились в России. Так что, вроде бы, портретов Бандеры, Петлюры или Порошенко в их комнате я не видел.

Будете заводить ютьюб-канал?

Я от прогресса стараюсь не отставать, так что и такую штуковину заведем.

О чем вы чаще всего думали в заключении?

В тюрьме со смыслом жизни все просто отлично – постоянно думаешь о моменте освобождения. Это главное. Ну а так, конечно, вспоминал родных, анализировал различные политические события, много читал. Ну а когда работал в швейном цеху – думал в основном о качестве швов и прочности ниток.

У вас появились "тюремные" привычки?

Пока еще просыпаюсь «по подъему» - в шесть утра. Но думаю, скоро эта привычка (в общем-то неплохая) под натиском вольного ритма жизни пропадет. А так - на блатном жаргоне не разговариваю и чифир с женой не пью.

В «Анатомии протеста» говорилось, что с помощью воров в законе оппозиция спровоцирует бунты в тюрьмах, вы видели тюрьмы изнутри, как прокомментируете это теперь?

Грязную ложь из «Анатомии протеста» даже вспоминать лишний раз не хочется, если честно. Ну а если по существу, то воровской мир далек от политики, там это не особо приветствуется.

Криминальный мир за Путина или против?

Насчет криминального мира я бы никаких выводов делать не стал, так как я сам сидел среди «мужиков», а с криминальными авторитетами общался немного. Если брать «мужиков»-работяг, то в целом отношение к власти среди них критическое, так как на свободе они сталкивались со всеми теми проблемами (низкие зарплаты, безработица, недоступная медицина, слабые социальные гарантии), которые никак не могут решить наши власти.

Вы пересекались ещё с какими-то политзаключенными в тюрьме?

В СИЗО «Матросская тишина» в соседних камерах сидели Леонид Развозжаев, Евгений Урлашов (экс-мэр Ярославля), в лагере был еще один человек из Астрахани, осужденный за экстремизм (потом его оправдали). У нас были хорошие взаимоотношения, мы друг друга всегда поддерживали.

Можно ли снова объединить оппозицию?

Как говорится, будь реалистом - требуй невозможного! Сплотить оппозицию будет трудно, но шансы есть. Большую роль здесь может сыграть давление рядовых активистов на лидеров, некоторые из которых сегодня уже почти причислили себя к лику святых. Для начала, я намерен максимально содействовать консолидации и активизации левых сил, так как идеи солидарности и справедливости крайне сильны в нашем обществе, но сегодня левые из-за инертности и разобщенности отдают все это на откуп власти или прозападной оппозиции. Ну а затем будем стараться наладить координацию и с либералами (кроме откровенно прозападных), и с адекватными национал-патриотами.

Кому вы больше всего благодарны?

Если вы говорите о помощи в период заключения, то, конечно, своей семье. Также большую и искреннюю поддержку оказывали простые гражданские и политические активисты из разных организаций, за что им низкий поклон. Помогали руководители КПРФ и Справедливой России, покойный Борис Немцов, правозащитники. Им всем я очень благодарен.

Удальцов-2012 - Удальцов-2017 - в чем разница?

Стал более недоверчивым и осмотрительным (пока еще не знаю – хорошо это или плохо). Ну а так, мне в 2017-м исполнилось 40 лет, так что теперь я суперстар.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах