Наукообразные объяснения смысла словосочетания «вопрос на засыпку» звучат приблизительно так: вопрос, рассчитанный на то, чтобы поставить собеседника в тупик. Вопрос, который задают, не ожидая получить на него ответ. Если эти определения справедливы, то все вопросы о будущих планах Трампа по определению являются вопросами на засыпку. Судя по каждодневным изумительным зигзагам политической линии президента США, его конкретные будущие планы неизвестны никому, включая самого Трампа.
Некоторые американские аналитики, раскладывая по полочкам поток внешнеполитических инициатив нынешнего лидера США, пришли к выводу: даже у тех заявлений Трампа, которые кажутся абсолютно случайными и подчеркнуто безумными, возможно, есть своя скрытая внутренняя логика. Вот, например, очень важный тезис из статьи «Нью-Йорк тайм», посвященный политике Трампа в отношении Северной Кореи: «Карьера в сфере торговли недвижимостью приучила Трампа начинать переговоры с выдвижения крайне жесткой позиции — позиции, направленной на то, чтобы другая сторона сдвинула свою позицию не к середине, а ближе к его краю. Пока у Трампа мало опыта в сфере приложения такой тактики к сфере международной дипломатии. Но Трамп доказал, что он не привязан к какой-либо конкретной позиции почти по любому вопросу. Это означает, что он с большой вероятностью может пойти на компромисс, который кажется немыслимым, если исходить из жесткой риторики Трампа в момент начала переговоров».
Получается, что Трамп иногда специально изображает безумца без тормозов? Получается, что так. Но даже если аналитики «Нью-Йорк таймс» попали в данном вопросе в точку, это не отмечает главного: у высшего лидера США нет продуманной внешнеполитической стратегии. Всё, что у него есть, это способность к сиюминутному реагированию на поток событий, стремление остаться на плаву любой ценой.
Однако я написал этот материал совсем не для того, чтобы в очередной раз побичивать Дональда Трампа, а заодно весь американский политический класс. Помните знаменитую реплику гоголевского городничего: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» К сожалению, тезис об отсутствии продуманной политической стратегии относится не только к современной Америке, но и к многим ее оппонентам.
Кто из российских интеллектуалов не испытывал вольного или невольного восхищения, слушая энное количество лет тому назад задорную риторику ныне покойного лидера Венесуэлы Уго Чавеса? У Чавеса был драйв. У Чавеса была харизма. У Чавеса была четкая программа действий — программа, которая закончилась катастрофой.
Венесуэла, которой руководит сменщик Чавеса Николас Мадуро — это страна, которая балансирует на грани превращения в провалившееся государство. Нефтяные запасы Венесуэлы никуда не исчезли, но ее экономика де-факто перестала функционировать. Венесуэла Николаса Мадуро — это страна тотального дефицита и пустых полок магазинов. Страна гиперинфляции. Страна, в которой отличившихся полицейских на официальной церемонии торжественно награждают гирляндой из рулонов туалетной бумаги. Стоит ли удивляться, что Трамп походя угрожает такому «внутренне сильному» государству вооруженной интервенцией?
Я, естественно, вовсе не хочу сказать, что союзница и стратегический партнер Венесуэлы России движется по той же самой дорожке. Я хочу сказать другое: мы не должны чересчур сильно увлекаться насмешками над безумием Трампа и американского Конгресса. Во времена первой Холодной войны ослабление Америки автоматически приводило к усилению нашей страны. Но в эпоху второй Холодной войны этого уже не происходит.
Нам не легче от того, что политическое руководство Америки, возможно, потеряло способность к рациональному мышлению. Нам это сулит потенциальные проблемы. Допустим, старина Дональд из Вашингтона и молодой вождь Ким из Пхеньяна не договорятся и в районе Корейского полуострова начнется полномасштабная война. Престижу Америке это точно не добавит. Но о потенциальных последствиях для нашего Дальнего Востока страшно даже думать.
Мой призыв поэтому звучит так: давайте направим нашу моральную и интеллектуальную силу не на издевки над «идиотами из Вашингтона», а на раздумье над нашим собственным положением. У Трампа нету понимания, как справиться с многочисленными внешнеполитическими кризисами. А у нас такое понимание есть? Если есть, то я точно не нахожусь в числе посвященных. И до тех пор, как я в этом числе не окажусь, я торжественно обязуюсь не смеяться над безумием Трампа. Как мы уже установили, смеяться над Трампом значит смеяться над собой.