МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В коллекции уголовных дел против Навального может появиться новый "бриллиант"

Ружье на стене не стреляет лишь временно

10 августа мы получим лишнее доказательство того, что в преддверии президентских выборов нервничающая российская власть предпочитает держать порох сухим. Пуганая птица и куста боится: ни один из ставших юридическим воплощением произвола репрессивных законов, принятых за последние 5 лет, смягчен или отменен не будет.

Ильдар Дадин, единственный осужденный по статье 212.1, и он же реабилитированный. Фото: openrussia.org.

Доказательство — это судьба т.н. «дадинской» статьи Уголовного кодекса под номером 212.1, которая позволяет за любое, даже самое ерундовое неоднократное (больше трех раз за полгода) нарушение порядка организации или проведения уличного мероприятия сажать на срок до 5 лет.

Статья появилась в УК летом 2014 года — в Госдуме «за» голосовала лишь фракция «Единая Россия». Ильдар Дадин — первый и пока единственный по этой статье осужденный. Из колонии упертый активист, приговоренный в 2015 году к 2,5 года лишения свободы, обратился в Конституционный суд. 10 февраля 2017 года тот огласил свой вердикт: статья Конституции не противоречит, но самого Дадина по ней сажать было нельзя (его и выпустили, полностью реабилитировав).

Во-первых, сказал Конституционный суд, нельзя возбуждать уголовные дела, если многократные нарушения правил проведения уличных акций не причинили вреда ничьему здоровью, имуществу, окружающей среде, «общественному порядку, общественной безопасности или иным конституционно охраняемым ценностям». Да и вообще граждане (вы будете удивлены) имеют право на мирный протест.

Во-вторых, сказал Конституционный суд, нельзя привлекать к уголовной ответственности людей, в отношении которых еще не вступили в законную силу решения об административных наказаниях.

И наконец, нельзя сажать человека за решетку, достаточно более мягкого наказания, если многократные нарушения не превратили мирные акции, пусть даже несогласованные, в немирные или «не причинили ущерб».

Все эти «нельзя» были налицо в деле Дадина. Но и судьи, и следователи не были безграмотными: их как бы ошибки — результат буквального прочтения бесстыжей, допускающей многочисленные трактовки статьи 212.1.

КС, как делал не раз по другим поводам, мог четко предписать привести Уголовный кодекс в соответствие с его, суда, трактовкой. Но судьи всего лишь осторожно заявили, что «федеральный законодатель правомочен» это сделать. То есть при желании может оставить все как есть.

Оно и остается «как есть». К 10 августа истек шестимесячный срок, отводимый законом правительству на исполнение требующих правки законодательства решений КС. «На данный момент в Госдуму на рассмотрение ничего не поступило», — подтвердил «МК» очевидное глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»). И добавил: «Мы будем ждать объяснений от правительства. Если оно все-таки собирается править эту статью, то когда, а если нет, то почему».

Сведений о том, что какой-либо законопроект на интересующую нас тему был подготовлен Минюстом (этому ведомству было поручено весной изучить возможность корректировки УК в соответствии с решением КС), нет.

Между тем статистика Судебного департамента Верховного суда гласит, что в 2016 году по «дадинской статье» не вынесено ни одного приговора. Статистики за первое полугодие 2017 года еще нет. А на момент оглашения решения КС в стране следователи возбудили по 212.1 как минимум еще 3 дела: против Владимира Ионова, Ирины Калмыковой и Марка Гальперина. Ионов и Калмыкова, не дожидаясь приговоров, сбежали за границу: первый получил убежище на Украине, а вторая — в Литве. Марк Гальперин сидит под домашним арестом, но уже по обвинению в призывах к экстремистской деятельности. Калмыкову и Ионова российские власти объявляли в розыск. Закрыты перечисленные три дела или нет, непонятно. Иски активистов ожидают рассмотрения в Европейском суде по правам человека.

Руководитель Международной правозащитной группы «Агора» юрист Павел Чиков в разговоре с «МК» охарактеризовал ситуацию так: «Сейчас эта статья Уголовного кодекса спит, и хотя в зоне риска очень многие, дела не возбуждаются потому, что таково пока политическое решение».

В зоне риска действительно очень многие. После массовых всероссийских акций протеста 26 марта и 12 июня 2017 года административные наказания за любой несанкционированный «чих» на улице суды с подачи правоохранительных органов, можно сказать, штампуют пачками. У Алексея Навального, например, за 4 месяца — два ареста и один штраф в 300 тысяч рублей за «агитационный субботник». Последний приговор в силу еще не вступил, но как вступит — достаточно будет еще одного административного наказания в течение 2 месяцев, и можно «возбуждаться». При желании, конечно…

В общем, «дадинская» статья УК остается устаревшего образца заряженным ружьем, висящим на стене. На всякий случай. В ожидании «политических решений» оно временно не стреляет, но одним своим видом посылает россиянам пламенный привет от власти, советуя им тихо сидеть, покорно молчать и не высовываться.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах