МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Личное правосудие Навального: испытательный срок продлили на год

Оппозиционера не сажают, когда «должны», и, наоборот, штрафуют без причины

ФСИН выступила с очередным ходатайством в отношении Алексея Навального. Речь идет о продлении для него испытательного срока на год, суд ходатайство удовлетворил.

Тут стоит вспомнить недавний удивительный по своей абсурдности случай. Сначала в Симоновском суде сообщили, что получили заявление от Федеральной службы исполнения наказаний по-поводу изменения меры пресечения Навальному, а потом представители самого ведомства заявили, что никаких таких заявлений не отправляли. У пресс-службы суда разыгралась фантазия? Вряд ли. Судя по всему это был очередной замысловатый виток отношений известного оппозиционера с правосудием.

Фото: Евгений Фельдман

Нет, с одной стороны правосудие к Навальному сурово. Так, вступил в силу, вопреки позиции Европейского суда, приговор по делу Кировлеса, построенный отнюдь не на железных аргументах следствия (скорее на резиновых, которые можно растянуть куда надо в случае необходимости). То же можно сказать о мошенничестве по делу «Ив Роше». В итоге у Навального (это стоит запомнить для дальнейшего понимания) два условных наказания.

Кроме того, не всем удается схлопотать штраф в 300 тысяч (а если сложить штрафы, которые пришлись на Волкова и Ляскина, то 850) за раздачу листовок. Точнее даже за призывы к раздаче листовок в которых Симоновский суд усмотрел «скрытые» намерения провести «скрытую» протестную акцию.

Как пояснил юрист Сергей Мохов, раздача листовок, действительно, может быть приравнена к несанкционированной акции, но речь не может идти о неких «скрытых призывах», по его словам, штрафуется организатор - им мог стать как Навальный, так и Волков или Ляскин. К тому же в судебной практике административное наказание гораздо мягче. «Им могли присудить общественные работы, что больше соответсвует этой ситуации», - говорит юрист.

Но вот в чем казус: суровость правосудия заканчивается ровно там, где речь заходит о правилах отбывания условного наказания. Любому другому меру пресечения давно бы изменили. Раз мы заговорили о Лимонове, вспомним хотя бы членов запрещенной НБП. Об этом рассказывает адвокат нацболов Дмитрий Аграновский: сначала многие были осуждены условно, а потом массово мера пресечения менялась на реальную из-за незначительных нарушений, вплоть до припаркованной в неположенном месте машины. По мнению Аграновского, история Навального показывает явную лояльность властей по отношению к нему, ведь оснований для ареста было предостаточно.

Начнем с того, что оппозиционер организовывал несанкционированные протестные акции, которые заканчивались массовыми беспорядками и столкновениями протестующих с полицией. Несколько человек по «делу 26 марта» уже оказались за решеткой. Навальный открыто призывал всех выйти на Тверскую улицу при том, что акция оппозиции была согласована на проспекте Сахарова. Призывы к протестной молодежи выйти практически к Красной площади - это ли не повод для изменения меры пресечения?

Но вместо «приглашения» за решетку Навальному выдают заграничный паспорт и разрешают отправиться лечить глаз в Барселону. Хотя, казалось бы, приличных офтальмологов можно разыскать на родине. Ему предоставляют документы, необходимые для вылета и дают визу, а потом… забывают забрать их обратно, поскольку в конце июля Навальный улетает с женой в Париж и неделю отдыхает в Руане.

При этом руководитель штаба Навального Леонид Волков, которого уже ни раз уличали в недостоверных высказываниях, говорит, что «начальник в Москве», а вездесущие папарацци тем временем провожают и через неделю встречают Навального в аэропорте.

«Это не просто лояльность, а, я бы сказал, доброжелательность со стороны власти, - говорит адвокат Денис Филатов. - Прецедентов, когда условно осужденный покидал бы пределы России, я не припомню. Это можно сравнить с тем, что из тюрьмы на лечение за границей выпустят преступника. Теоретически, такое может произойти в случае необходимости срочной операции с риском для жизни, но травмированный глаз - не повод».

Говорят, ФСИН вяло протестовал против Барселоны, но об изменении меры пресечения речи все равно не идет. Теперь служба попросила продлить «испытательный срок» еще на год. Эту идею поддержала прокуратура и одобрил суд. Продление испытательного срока означает, что меру пресечения в любой момент могут изменить. Возможно, этого никогда не случится, о чем свидетельствует поведение Фемиды в отношении Навального все это время.

С другой стороны - а вдруг? Это «вдруг» будет определяющим для Навального еще долго, а его сторонники будут понимать, что их лидер в любой момент может оказаться вне контекста политической реальности, без связи и даже доступа в ютьюб. И к этой мысли с каждым новым вызовом в суд и намеком на арест сторонники Навального будут все больше привыкать. А СМИ - по причине появления информационных поводов, будут напоминать об уголовных делах оппозиционера. Возможно, на это и было рассчитано.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах