Как сообщает телеканал Си-эн-эн со ссылкой на друзей госсекретаря, глава Госдепа разочаровался в дипломатической деятельности под началом Трампа, но хочет доработать во главе ведомства хотя бы до конца года, чтобы завершить его реорганизацию. По словам других знакомых дипломата, он может не выдержать и уйти с поста даже раньше.
У Тиллерсона предостаточно причин для ухода, считает Си-эн-эн. Он посчитал «непрофессиональным» поведение Трампа, который осудил главу Минюста Джеффа Сэшнса за то, что тот самоустранился от расследования предполагаемого вмешательства России и выборы. Кроме того, создается впечатление, что президент намеренно ставит палки в колеса Госдепартаменту и не считается с позицией Тиллерсона.
К примеру, Трамп заблокировал несколько предложенных Тиллерсоном кандидатур на посты в Госдепе, потому что они критиковали его во время предвыборной кампании. Между тем госсекретарь заявлял, что соглашался на должность только при условии, что ему дадут свободу в формировании своей команды. В результате внешнеполитическое ведомство оказалось в ситуации «кадрового голода»: пока Тиллерсон и Трамп не могут договориться, множество мест в нем пустуют, и это тормозит его работу.
Не совпадают позиции президента и главы американской дипломатии и по ряду международных вопросов. Так, Тиллерсон не был согласен с резкой позицией Трампа по Ирану. Он также отстаивал нейтралитет Соединенных Штатов в разразившемся в июне катарском кризисе, призывая страны Персидского залива ослабить блокаду Катара по гуманитарным причинам. Глава Белого дома же однозначно поддержал в этом конфликте Саудовскую Аравию, заявив, что Катар «исторически был спонсором терроризма». Парижское соглашение по климату стало еще одним камнем преткновения: госсекретарь пытался убедить Трампа не выходить из него, чтобы не уронить престиж США. Но как известно, безуспешно.
Конечно, такое пренебрежение мнением главы дипломатии не могло понравиться Тиллерсону, если вспомнить, что он неохотно пошел на эту должность. «Я не хотел эту работу. Я не стремился к ней. Моя жена сказала мне, что я должен согласиться», — поделился экс-бизнесмен в одном из интервью.
«Публикация в Си-Эн-Эн носит полупровокационный характер, — считает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев. — Она обращает внимание на имеющиеся проблемы в деятельности нынешней администрации, которых действительно хватает. Возникает проблема с комплектованием в администрации Белого дома и Госдепартамента — там до сих пор не заполнены многочисленные вакансии. Плюс администрация Трампа приняла решение сократить расходы, в том числе на дипломатическое ведомство. И нельзя забывать, что Трамп все-таки не человек команды, он пришел в Белым дом не в результате деятельности какой-либо партии, хотя и баллотировался от республиканцев. Все это, конечно, вызывает проблемы в работе. Но подогревать их и подталкивать людей к отставке — это уже задача оппозиционной прессы, которая этим и занимается».
Нельзя не заметить и того, что все больше полномочий госсекретаря Трамп почему-то делегирует своему зятю и старшему советнику Джареду Кушнеру, который занимается вопросами палестино-израильского урегулирования, Китая и Мексики, то есть одними из наиболее важных для США. 36-летний Кушнер в то же время не стесняется критиковать 65-летнего Тиллерсона, называя его работу «непрофессиональной».
Но и Кушнера есть в чем обвинить, по крайней мере со стороны Сената, перед которым он отчитывался на днях. Зятя президента подозревают в «сговоре с Россией», потому что в течение предвыборной кампании он встречался с российским послом Сергеем Кисляком и адвокатом Натальей Весельницкой, и не сообщил об этом. «Я хочу однозначно заявить: я не вступал в сговор с Россией, и я не знаю никого из участников избирательной кампании, кто бы вступал. У меня не было никаких предосудительных контактов», — заявил Кушнер в Сенате. Он не отрицал, что встречался с представителями России, но напирал на то, что на этих встречах не обсуждалась предвыборная кампания.