Напомним, что Шевчук тайно покинул Приднестровье после того, как местный парламент по представлению генпрокурора лишил его неприкосновенности. На родине экс-президент стал фигурантом сразу нескольких уголовных дел. Многие аналитики предполагали, что Кишинев станет для него и его супруги, экс-министра иностранных дел ПМР Нины Штански, всего лишь перевалочным пунктом, и они в результате приземлятся на каком-нибудь давно заготовленном «запасном аэродроме» на Западе. Появились даже сообщения об отъезде четы Шевчуков на Мальту…
Однако шила в мешке не утаишь, тем более в такой маленькой республике, как Молдова. Журналисты молдавского издания NewsMaker установили, что Шевчук с женой и маленькой дочкой проживают в самом центре Кишинева в элитном доме, возле которого круглосуточно дежурят охранники в штатском на нескольких автомобилях. Жильцы дома подтвердили журналистам, что неоднократно видели и самого экс-президента, и Нину Штански. По городу Шевчук перемещается на автомобиле Mercedes GLE 450 также в сопровождении охраны (автомобиль такой марки стоит более 6 миллионов рублей, как квартира в Москве). Его часто можно встретить в элитных ресторанах в центре молдавской столицы.
Не всех в Молдове обрадовала эта новость. Лидер прозападной партии «Платформа «Достоинство и правда» Андрей Нэстасе потребовал арестовать бывшего главу Приднестровья. Майя Санду, лидер партии «Действие и солидарность», напомнила, что во время правления Шевчука власти ПМР оказывали серьезное давление на восемь «румынских» школ в Приднестровье (те, в которых преподавание ведется на румынском языке, а финансируются они из Кишинева). Она предположила, что гостеприимство молдавских властей — это благодарность Шевчуку за общие коррупционные схемы и помощь Приднестровья на президентских выборах в Молдове.
Кишинев, похоже, выдавать Шевчука Тирасполю не собирается. Да это и невозможно сделать на законных основаниях: экстрадиция происходит между двумя государствами, а Молдова не признает независимость Приднестровья. Не исключено, что Шевчука попытаются использовать в какой-то политической игре с Приднестровьем. В Молдове он оказался фактически в положении заложника: как главу мятежного региона его вполне можно привлечь к уголовной ответственности за узурпацию власти, например, или за создание незаконного вооруженного формирования. Возможность его отлета на Запад также зависит от молдавских властей. Могут и не выпустить.
Ситуация крайне неприятная. Само по себе бегство лидера Приднестровья не куда-нибудь, а в Молдову — так сказать, прямо в «логово врага», — событие скандальное. Кто знает, какой информацией он владеет и что может разболтать, оказавшись в лапах молдавской СИБ (Служба информации и безопасности, аналог КГБ). Особенно о своих московских кураторах и схемах распределения выделенных на Приднестровье российских денег. Остается только еще раз восхититься гениальностью кремлевских чиновников, затеявших в 2011 году операцию по смене власти в ПМР, в результате которой Шевчук стал президентом.