Напомним, что в ночь на 7 апреля США осуществили ракетный удар по сирийской территории. Предлогом стала как раз трагедия в Идлибе, хотя до сих пор нет единого мнения относительно того, кто же стоял за химатакой, унесшей жизни по меньшей мере 79 человек. Действия США тогда привели к значительному ухудшению отношений между Москвой и Вашингтоном.
Нынешнее заявление Спайсера российская сторона также оценила крайне негативно. Глава Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий назвал обвинения в подготовке химической атаки «голословными и провокационными». К слову, американская пресса также особо подчеркивает тот факт, что Белый дом не привел сколь-нибудь весомых доказательств подготовки химатаки войсками Асада.
«Действительно, подобные заявления Вашингтона можно расценивать только как провокационные, – отметил в беседе с «МК» и старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис ДОЛГОВ. – Вся шумиха по поводу якобы имеющихся фактов применения химического оружия сирийской правительственной армией – совершенно абсурдна. Напомню, что еще в 2013 году, когда наблюдалась такая же пропагандистская атака на руководство Сирии, российские специалисты на основе фрагментов химоружия доказали, что использовалось оно боевиками. И цель тогда была вполне определенная, провокационная – возложить ответственность на сирийские правительственные войска и дать повод для вооруженного вмешательства США в конфликт на территории Сирии.
Кроме того, даже сама постановка вопроса относительно того, что сирийские войска применяют химоружие, на собственной территории, против мирного населения, на фоне переговорного процесса в Женеве и Астане, – абсурд и безумие. На основании своего опыта общения с сирийскими политиками я могу сказать, что представители руководства страны не являются теми, кто может использовать химическое оружие,. Это могут сделать либо безумцы, либо провокаторы. И провокация со стороны боевиков вполне возможна.
Заявление со стороны США сейчас, очевидно, направлено на подготовку почвы для очередного военного удара по Сирии. И если некая провокация будет совершена, и Вашингтон реализует свои угрозы, это не только приведет к обострению сирийского конфликта, но и покажет всему миру, что являет собою американская политика на сирийском направлении. Это не борьба с терроризмом, а борьба с легитимным режимом в Сирии – чтобы реализовать там собственные интересы. Эти задачи присутствовали еще при Обаме и, к сожалению, никуда не делись при Трампе. Вашингтон крайне заинтересован в устранении Асада как главного союзника Ирана, являющегося противником и для США, и для Израиля, главного партнера американцев в регионе. Кроме того, речь, конечно же, идет и о лишении Москвы союзника на Ближнем Востоке, о «выдавливании» России из региона.
Опасность крайне велика, потому что с падением сирийской государственности в ряде районов этой страны к власти придут радикальные исламисты, которые направят свою деятельность и на Россию, и на страны Центральной Азии».