Судя по рассказам сотрудников редакции, обыск в их офисе и задержание начальника больше были похожи не на действия правоохранительных органов, а на нападение неизвестных боевиков, закончившееся похищением человека. В свою очередь Луценко в качестве результата проведенной операции предъявил фотографию с разложенными на офисном столе стодолларовыми купюрами. Правда, там не 10 тысяч долларов, как утверждает генпрокурор, а только 8500. Куда делась остальная сумма взятки, неизвестно.
Тем не менее этого оказалось достаточно, чтобы Гужва всю ночь провел в отделении полиции, а на утро ему вынесли официальное обвинение в вымогательстве, по которому главному редактору грозит до 10 лет тюрьмы. При этом задержанный утверждает, что на самом деле это Линько несколько месяцев назад предлагал ему деньги за удаление некой статьи, причем не 10 тысяч, а 20, но он все равно отказался. Парламентарий, естественно, все отрицает и хочет судиться по этому поводу с редакцией, утверждая, что у него есть аудио- и видеозапись разговора. Впрочем, это не помешало силовикам увеличить сумму взятки в итоговом обвинении с 10 до 20 тысяч долларов и отправить Гужву в изолятор.
Между тем новость о задержании главного редактора одного из последних оппозиционных правящему режиму ресурсов произвел эффект разорвавшейся бомбы в украинском сегменте Интернета. Одни искренне радуются действиям силовиков, сравнивая «Страну» с российской пропагандой, которую запрещают по всему миру. В частности, неонацисты и так называемые волонтеры из зоны АТО публикуют информацию о его поездках в Москву, заявляя при этом, что в данном случае речь идет не об атаке на СМИ, а об уничтожении вражеского информационного ресурса.
Их оппоненты, напротив, вспоминают строки из выступления немецкого священника Мартина Нимеллера: «Когда они пришли за коммунистами, я молчал...», пытавшегося таким образом объяснить непротивление его соотечественников нацистам. В том числе на стороне Гужвы выступает бывший министр юстиции Украины Елена Лукаш, которая приехала к нему в отделение полиции в качестве адвоката.
Повышенное внимание к «Страна.ua» неслучайно. Издание входит в топ-10 ведущих украинских СМИ и периодически радует своих читателей информацией по резонансным уголовным делам, полученной от своих многочисленных источников в правоохранительных органах Украины. Например, за несколько часов до задержания Гужвы на сайте появилась статья о ходе расследования убийства публициста Олеся Бузины. Как удалось выяснить «Стране», один из подозреваемых Андрей Медведько во всем советовался с неким Романом, которого украинские следователи считают своим бывшим коллегой, занимавшимся наружным наблюдением. В качестве подтверждения своей информации издание прилагает к статье расшифровки телефонных разговоров подозреваемого со своим куратором.
К чему может привести задержание Гужвы, «МК» выяснил у экспертов:
Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, глава Киевского центра политических исследований и конфликтологии: «Я на все 100% уверен, что выдвинутые против Гужвы обвинения являются несоответствующей действительности провокацией. Это удар по остаткам свободы слова на Украине. «Страна.ua» — последний оппозиционный информационный ресурс, который позволяет себе публиковать серьезную аналитику, направленную против президента Украины Петра Порошенко и его окружения. Если этого ресурса не станет, получить подобную информацию будет негде. Конечно, есть критики главы государства справа, но они не идут ни в какое сравнение с тем, что делает Гужва и его коллектив».
Олег БОНДАРЕНКО, директор Фонда прогрессивной политики: «Мы наблюдаем признаки введения Порошенко военной цензуры, потому что Гужва является самым ярким оппозиционным журналистом современной Украины. По уровню своего влияния его можно назвать украинским Венедиктовым. Вполне возможно, что атака на него была связана с подготовкой импичмента президента. Например, в команде главы государства могли решить, что на этом фоне нужно срочно обезвредить самого известного обличителя власти».