МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Парадоксы Тверской: на акции 12 июня задержали сотрудников центра «Э»

«Иди отсюда, пока уголовку не завели»

Митинг на Тверской 12 июня 2017 года преподнес немало сюрпризов, в том числе для самих правоохранителей. Воодушевленные ловлей «провокаторов» (так они сами называли активистов), сотрудники ОМОНа нечаянно задержали... двух сотрудников центра «Э» МВД России. Вообще, по подсчетам правозащитников, на этот раз в автозак попали 10% от вышедших на Тверскую (на марше 26 марта — 7%). Обозреватель «МК» в числе членов ОНК навестила задержанных и увидела, что с ними происходило в первые часы неволи.

Фото: Евгений Семенов

- Сейчас мы уже знаем точные цифры, — говорит координатор «ОВД-инфо» Алла Фролова. — В Москве было задержано 866 человек (в том числе 14 из них у входа ОВД «Пресненский» — это та группа, которая там стояла в поддержку оппозиционера Вячеслава Мальцева).

Если сравнивать ситуацию с той, что была 26 марта, то на этот раз гораздо больше задержаний было перед началом акции — с 12.00 до 14.00 (свыше 30 человек). Все проходило довольно быстро, сотрудники «управились» к 17.00. А в прошлый раз задержания шли до самого вечера — до 19.00. Вообще нынешняя акция была по численности меньше, но процент задержаний больше (10 против прежних 7). Больше в автозаки попало несовершеннолетних, но их точное число пока сказать нельзя.

— Я просто вышел из метро, а тут сотрудник крикнул: «Вяжите его, он провокатор!» — рассказывает Александр. — Меня ткнули резиновой дубинкой в почку, поставили на «шпагат», заломали руки, и в автозак!

Вообще многие задержанные описывают обстоятельства именно так, как Александр. По словам источника в правоохранительных органах, было распоряжение: у метро отлавливать известных активистов. Чтобы не упустить оппозиционеров, задерживали и других, показавшихся подозрительными.

Фото: Ева Меркачева

— Стояли сотрудники, которые показывали омоновцам пальцем на ребят, и те их «принимали», — продолжает Алла Фролова. — Таким образом вместе со всеми схватили даже двух сотрудников центра «Э» (по борьбе с экстремизмом), чьи лица не понравились. Их доставили в ОВД «Текстильщики», откуда, правда, сразу же отпустили, разобравшись.

По рассказу известного блогера Евгения Левковича, у него на глазах задержали близкого человека — Яну Чабовскую. Вот как Евгений описывает происходившее: «Резко выхватили из толпы, я увидел уже удаляющиеся широкие от брони спины с надписями «Росгвардия». Я их догнал, схватил одного за «рукав» — и получил удар в грудь, моментально оказавшись на асфальте. Встал, догнал снова и потребовал задержать и меня тоже. «Иди отсюда, пока уголовку не завели», — ответ был, стоит отдать должное, предельно честным. И дальше, все-таки прорвавшись к автозаку, в который Яну посадили, ведя бессмысленные переговоры с совершенно озверевшими и вошедшими в раж бойцами («валить этого Навального надо», «у меня мать в деревне пять тысяч получает — и не хнычет», и все это на «ты», хамски, с садистским удовольствием)».

Фото: Ева Меркачева

В этот раз, по заверениям наблюдателей «ОВД-инфо», задерживали жестче, сами сотрудники ОМОНа были настроены более нетерпимо и агрессивно. Рассказы задержанных — в нашем репортаже «Задержанные на Тверской показали травмы: вызов "Скорой" и порванная одежда»

Среди задержанных оказались довольно известные люди — актер Александр Паль (фильмы «Горько!», «Ледокол»), художник Петр Верзилов и координатор «Открытой России» Мария Баронова.

— Я сама встала перед правоохранителями, чтобы меня задержали, потому что увидела, как в автозаке уже оказались несколько знакомых мне людей, за чью судьбу я волновалась, — говорит Мария...

В отделе «Покровское-Стрешнево» на момент визита ОНК находились 24 человека.

Фото: Ева Меркачева

В зале, куда их посадили, задержанные могли пить воду и есть печенье: для них провизию закупила и передала в ОВД мама одного из задержанных. У молодых людей не отнимали мобильники, так что те могли спокойно звонить по ним домой, чтобы близкие не волновались. Так что выводы после задержания 26 марта правоохранители сделали: тогда мобильники стали отнимали еще на марше, что потом было признано незаконным.

Внизу ОВД трое омоновцев составляли протоколы. Как в школе списывали друг у друга обстоятельства дела. На замечание правозащитников ответили, мол, фабула задержания у всех одинаковая. В итоге успели составить за три часа только пару протоколов (их надо было еще набрать на компьютере). Вот цитаты из одного такого протокола: «По адресу Тверская, 17, был выявлен гражданин Керимов, который принял участие в составе группы граждан в количестве 1000 человек в проведении не согласованного митинга. При этом выкрикивал лозунги: «Мусора — позор России», «Россия без коррупции».

К сведению, сам Керимов уверяет, что ничего подобного не кричал и никаких плакатов не нес.

— По истечении трех часов с момента задержания протоколы на всех так и не были составлены, — говорит член ОНК Евгений Еникеев. — Мы потребовали освободить всех. Просто повели всех к выходу. Нам не препятствовали. Полицейские попросили дать письменное обязательство явиться на следующий день для ознакомления с протоколом. Но не все его дали. В любом случае те, кто отказался от объяснений, смогут рассказать свою версию в суде.

Фото: Ева Меркачева

— Мы не додумались уйти сами, в итоге пробыли почти 7 часов в ОВД, — говорит Мария Баронова. — Сотрудники заполняли документы медленно. Процессом руководила женщина-майор, без ее разрешения никто не мог покинуть здание.

В Питере было задержано всего 638 человек и аж 500 из них оставлено на ночь, — говорит Алла Фролова. — Сложно это объяснить. Наверное, власти так решили наказать Питер. В Москве массово отпускали по одной причине: опасались, что Тверской суд снова захлебнется, рассматривая их дела. Но вообще процессы уже пошли. Сегодня одному активисту дали 15 суток за неповиновение.

Как полиция прессовала митингующих на Тверской: газ, дубинки и «Позор!»

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах