Заключенное в рамках Рамочной конвенции ООН об изменение климата Парижское соглашение предполагает, в первую очередь, принятие мер по ограничению роста глобальной средней температуры на планете – не более, чем на 2 градуса по Цельсию к 2100 году. При этом документом, подписанным 195 странами (148 из них уже ратифицировали его), не предусмотрен некий механизм принуждения для участников процесса – они сами должны выработать шаги по взятым на себя обязательствам.
В рейтингах стран с наибольшими выбросами углекислого газа в атмосферу (как раз приводящими к повышению температуры) США традиционно занимают второе после Китая место (на долю обоих государств приходится порядка 40% эмиссии CO2), что вызывает острую критику в континентальной Европе.
Предшественник Трампа на посту президента Барак Обама, однако, уделял особое внимание вопросам климатических изменений: при нем США сперва заявили о готовности снижать выбросы, а затем и подписали соглашение в Париже.
Новый хозяин Белого дома не таков: он, например, заявил, что следование Парижскому соглашению означало бы для Америки сокращение более 2,7 млн рабочих мест, в то время как ранее он наоборот обещал увеличить их число и даже вернуть в страну из Китая часть американских предприятий.
Немаловажно и другое замечание Трампа: он считает вопиющим фактом то, что следовать парижским договоренностям от Вашингтона требуют страны, не вносящие должный вклад в НАТО.
Но если, упомянув Альянс, американский президент хотел «шантажировать» европейских союзников, ему это вряд ли удалось. Хотя Парижское соглашение формально и вступило в силу, фактически регулирование выбросов СО2 по нему начнется лишь в 2020 году – когда истечет срок действия Киотского протокола.
Реакция европейских лидеров, заявивших, что парижские договоренности пересмотру не подлежат, также показательна – очевидно, партнеры США не будут делать Трампу поблажек и в перспективе могут использовать его отказ от Соглашения как козырь, обсуждая свой вклад в НАТО.
На руку странам Европы играет и внутренняя ситуация в США. Отказавшись от парижских договоренностей, американский президент заработал себе очков в среде республиканцев, до сих пор критикующих политику Обамы. Однако основные претензии к Трампу, – в том числе, и со стороны Республиканской партии, – связанные с возможным вмешательством России в его предвыборную кампанию, остались. И не факт, что хозяин Белого дома продержится на посту дольше одного президентского срока. А новые выборы в США пройдут как раз в 2020 году.
С точки зрения репутационных потерь внутри США шаг Трампа также нельзя назвать удачным. С резкой критикой решения президента выступили не только видные политики, но и, например, Арнольд Шварценеггер, исполнительный директор Apple Тим Кук... А изобретатель и предприниматель Илон Маск, ранее вступивший в два консультационных совета при Белом доме, пообещал покинуть их в случае выхода страны из Парижского соглашения – и сделал это после соответствующего заявления Трампа.
Следуя популистской риторике об увеличении числа рабочих мест и о стремлении «сделать Америку вновь великой» – пусть и путем осложнений отношений с внешним миром, – президент США, возможно, и выиграл в краткосрочной перспективе. В долгосрочной же все не так оптимистично: отказ от Парижского соглашения не только приведет к осложнению отношений с Европой – где уже, например, Ангела Меркель открыто заявляет о необходимости полагаться на свои силы, без оглядки на Вашингтон, – но и грозит дальнейшей потерей доверия внутри страны. Тем более, если увеличить число рабочих мест у Трампа в итоге не получится (а пока в плане исполнения других предвыборных обещаний ему похвастать особо нечем).