Ключевым событием прошлой недели, по мнению Медведева, стал воскресный испытательный полет новинок отечественного самолетостроения — самолета МС-21 и вертолета К-62.
«Это событие неординарное для нашей страны, — отметил премьер. — Казалось, что мы растеряли компетенции в самолетостроении. Но эти испытания показали, что это не так. Это новый для нас сюжет».
Обе крылатые новинки заявлены как революция в конструировании. В их основе инновационные композитные материалы. Самолет сделан из них на 40%, вертолет — на 60. Все испытания проводит звездный экипаж: Герои России из ОКБ имени Яковлева.
Как прозвучало на совещании, сейчас над самолетом трудятся айтишники. В машину закачивается современное программное обеспечение. Умная система призвана защитить железную птицу от фатальных ошибок экипажа, которые могут грозить сваливанием в крен или уходом в штопор. В серийное производство новый самолет выйдет уже в 2019 году. Каждый год планируется выпускать с конвейера 70 машин.
Новый вертолет также будет серийным. На мероприятии прозвучали технические характеристики новинки: 1–2 человека в экипаже, до 15 пассажиров, а также 2 тонны груза в кабине и еще 2,5 тонны на подвесном оборудовании. Машина будет многоцелевой: на вертолете можно будет и забрасывать провиант для полярников в Арктике, и катать туристов в Крыму. Таких мультиклиматических возможностей удалось добиться также благодаря композитным материалам, из которых сделаны не только корпус, но и лопасти вертолета.
Еще одна революция, которую анонсировали в правительстве, — в сфере строительства. В кабмине всерьез намерены положить конец ставшей уже традицией практике, по которой госконтракт на застройку выигрывает одна фирма, бетон и плиты предоставляет другая, рабочих — третья, а за результат никто не отвечает. Теперь же узнать, «кто шил костюм», должно стать проще.
«Я подписал документ, который касается закупок в сфере строительства и реконструкции. Здесь происходит много злоупотреблений, — отметил Дмитрий Медведев. — Есть договор подряда и целый веер субподрядчиков, количество которых порой исчисляется десятками».
Премьер посетовал, что при нынешней системе реально понять, кто за что отвечает, невозможно. У одного субподрядчика могут быть свои суб-субподрядчики. Генподрядчик только распределяет деньги. В частности, как отметил премьер, такая проблема есть при строительстве медицинских перинатальных центров.
Новый же документ устанавливает виды работ, которые генеральный подрядчик, то есть выигравшая тендер строительная компания, будет обязан выполнить строго самостоятельно, без привлечения каких-либо третьих лиц.
«У каждого генподрядчика должен быть свой штаб, свои мощности, агрегаты, рабочие. Нельзя будет сказать, что я найму субподрядчика, и он все сделает», — сказал Медведев.
Как отметил вице-премьер Дмитрий Козак, первоначально доля работ, которые станет выполнять генподрядчик самостоятельно, составит 15 процентов от суммы госконтракта. С 1 июля 2018 года эта доля будет увеличена до 25 процентов. В результате в системе останутся только реальные строительные компании, а не торговцы подрядами без единого рабочего в штате. По словам Козака, судебная практика показывает, что такие фирмы часто не рассчитываются со строителями. Вице-премьер заверил, что теперь этой порочной системе будет поставлен заслон.
«Будем надеяться, что это приведет к радикальному уменьшению количества лжеподрядчиков и оздоровлению ситуации в строительной отрасли», — подытожил глава правительства.