МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Россия не отпускает Трампа: над президентом нависла тень специального прокурора

Экс-директор ФБР Мюллер получил новое назначение

Сейчас ещё трудно сказать, кто кого породил, то ли гора — мышь, то ли мышь — гору. Сместив директора ФБР Джеймса Коми, президент Дональд Трамп ещё больше запутал политическую интригу, сотрясающую город на Потомаке. События следовали одно за другим, но в этой путанице стала просматриваться определенная линия, следующая пока что в никуда. Приблизительно в полшестого вечера 17 мая в Овальный кабинет вошел юрист Белого дома Дональд Макгэн и сообщил президенту, что замминистра юстиции Род Розенстин назначил экс-директора ФБР Роберта Мюллера спецпрокурором по расследованию связей между президентской кампанией Трампа с российскими официальными лицами.

Фото: en.wikipedia.org

Президент США реагировал на эту новость прохладно, но одновременно с вызовом. Он заявил присутствующим, что хочет «отбиваться».

После этого Трамп собрал у себя в кабинете своих высших советников, большинство из которых рекомендовало ему принять согласительную позицию. И только его зять Джаред Кушнер, который как раз и подтолкнул своего тестя на снятие мистера Коми, настаивал на «контратаке». Тем не менее, после небольшой дискуссии, большинство возобладало. Помощники собрались вокруг компьютера, находящегося в предбаннике Овального кабинета, и начали сочинять ответное послание Розенстину. Под конец этой сцены президент выглядел как-то необычно для самого себя. Его боевой пыл явно испарился. Почему именно Розенстин, а не министр юстиции Сешенс назначил Мюллера специальным прокурором? А потому, что министр юстиции Сешенс дал отвод себе по любым вопросам, связанным с Россией.

Решение, принятое заместителем министра юстиции Розенстином, стало итогом того развития событий, которые вызвал на себя сам президент Трамп, неожиданно снявший со своего поста директора ФБР Джеймса Коми. Как выяснилось, Трамп просил Коми прекратить расследование, которое тот вёл против бывшего помощника президента по национальной безопасности генерала Майкла Флинна.

Розенстин, оказавшийся в этом вопросе своеобразным главой министерства юстиции, попал под нарастающее давление как демократов, так и некоторых республиканцев, требовавших от него назначить специального прокурора после того, как он написал меморандум для Белого дома, в котором излагал необходимость… отставки мистера Коми.

Назначив Мюллера, который в свое время был федеральным прокурором и имеет незапятнанную репутацию, Розенстин в какой-то степени попытался отвести от себя и направить в сторону президента все просьбы, жалобы и требования. В своем заявлении о назначении Мюллера, Розенстин пишет: «Это в интересах общественности. Я это сделаю моей властью и назначаю спецпрокурора, который возьмет на себя всю ответственность в этом вопросе. Моё решение не является результатом того, что обнаружено — совершено преступление. Я такого решения не делал». А вот что ответил на это президент: «Как я утверждал много раз, подробное расследование подтвердит, что мы уже знаем, а именно то, что не было никакого сговора между моей избирательной кампанией и каким-то иностранным сообществом. Я смотрю вперед и надеюсь, что всё это дело быстро придет к своему концу. А пока я никогда не буду останавливаться в своей борьбе за народ и за те проблемы, которые больше всего касаются будущего нашей страны».

Мюллер будет находиться под эгидой заместителя министра юстиции Розенстина, а через Розенстина и президента. У него будет большая автономия в проведении расследования, чем у других федеральных прокуроров. Однако надо заметить, что Мюллер — специальный прокурор, но не независимый прокурор. Это означает, что президент Трамп может сместить Мюллера с должности спецпрокурора, хотя для этого он сначала должен сместить назначившего его на этот пост замминистра юстиции Розенстина.

Как напоминает The New York Times, в истории минюста это лишь второй случай назначения специального прокурора. Первый случай имел место в 1999 году, когда был создан сам этот пост. Бывшая тогда генеральным прокурором госпожа Жанет Рено назначила Джона Дэнфорта, бывшего республиканского сенатора из штата Миссури, расследователем дела о рейде правоохранительных органов против секты «Ветвь Давидова» в 1993 году, когда погибли 76 человек.

Назначение Мюллера было встречено и демократами, и республиканцами на Капитолии с удовлетворением. Сенатор Бен Сасс, республиканец из Небраски и член юридического комитета сказал, что как показывают данные о Мюллере, а также его характер и надежность, они были непоколебимыми в течение десятилетий.

Сенатор Бен Кэрдин, демократ от штата Мэриленд и член комитета по иностранным делам заявил, что Розенстин предпринял очень серьезный шаг для восстановления надежности и достоверности как министерства юстиции, так и ФБР.

Мюллер служил и при демократических, и при республиканских президентах. Президент Барак Обама попросил его остаться на два года на своем посту после того, как был исчерпан его установленный законом десятилетний срок. После этого в 2013 году, Мюллера сменил на посту директора ФБР Джеймс Коми.

Мюллер и Коми весьма близки. Они в свое время объединились, чтобы умерить аппетиты президента Джорджа Буша, который стал злоупотреблять своей властью. Мюллер поддерживал Коми, который в то время был заместителем министра юстиции. В марте 2004 года он грозил отставкой, когда Белый дом пытался продолжать подслушивание разговоров американцев без судебного на то разрешения.

Сейчас Мюллер является руководителем юридической фирмы, он пользуется большой популярностью среди агентов ФБР. Это во многом результат его менеджерского стиля. Так, после терактов 11 сентября, когда появились различные проекты раздробить ФБР, Мюллер, ставший директором ФБР всего за неделю до того, отбил эти попытки и начал создавать новое современное Бюро.

О популярности Мюллера свидетельствуют и такие факты. Согласно опросам Института Гэллапа, его утверждали директором ФБР в сенате при соотношении голосов 100 «за» и ни один «против». Его вторичное утверждение на пост директора ФБР уже при президенте Обаме прошло 98 «за», никого «против», двое сенаторов отсутствовали.

Чехарда, возникшая в Вашингтоне, в связи с назначением специального советника для расследования связей руководителей трамповской избирательной кампании с российскими официальными лицами сильно ударила по Уолл-стриту. В среду индексы Доу-Джонса упали почти что рекордные 372 пункта. В основном, были потрясены банки.

Песня, которую затянули на берегах Потомака, не кончается. Это лишь начало.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах