Так, например, Дональд Трамп выразил поддержку Эрдогану в вопросе борьбы с Рабочей партией Курдистана (РПК). Однако, хозяин Белого дома не выказал ни малейшего желания отказываться от поддержки курдов в Сирии и Ираке. Напомним, что, условно говоря, сотрудничество США с курдскими формированиями в этих странах вызывает озабоченность в Анкаре. В случае, если курды добьются формирования неких государственных или квазигосударственных образований, например, на сирийской земле, они вполне могут затем двинуться в Турцию – на поддержку ущемляемых Эрдоганом членов РПК. Разумеется, такой сценарий развития событий Анкару не устраивает, но и Штаты пока на компромисс не идут.
Очевидно, не добился турецкий лидер прорыва и по другому принципиальному для себя вопросу – о выдаче Соединенными Штатами Фетхуллаха Гюлена. Этого опального исламского проповедника, много лет назад бежавшего из Турции и с тех пор проживающего в штате Пенсильвания, Анкара считает организатором неудавшегося прошлогоднего госпереворота. В связи с чем турецкие власти неоднократно обращались к Вашингтону с просьбой об экстрадиции Гюлена, но безуспешно.
Впрочем, не только Эрдогану на переговорах не сопутствовала удача. Многие аналитики ожидали, что Трамп окажет давление на Анкару по курдскому вопросу. Однако, судя по всему, стороны просто остались на своих прежних позициях.
«Заявления, сделанные лидерами США и Турции были вполне ожидаемыми, – отметил в беседе с «МК» старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Владимир Сотников. – Понятно, что первая встреча президентов двух стран не смогла – и не могла – разрешить главное противоречие между Вашингтоном и Анкарой. А именно вопроса об активной поддержке американцами курдским формированиям. По мнению США, именно эти формирования играют основную роль в наземных операциях против так называемого «Исламского государства» (ИГ – запрещенная в России террористическая группировка.). Очевидно, Вашингтон и далее будет оказывать поддержку курдам, и это фактор будет оставаться основным камнем преткновения в американо-турецких отношениях, мешая их развитию и возможному улучшению».
Что же касается возможного раздела Сирии на зоны влияния, – еще одной проблемы, которая, как сообщают американские СМИ, обсуждалась в ходе встречи, – то, по мнению эксперта, ситуация сейчас осложнена отсутствием у Трампа четкой позиции на этот счет. «Очевидно, этот вопрос поднимался, – причем по инициативе турецкой стороны. Но пока президенту США непонятно, как будет выстраиваться внешнеполитическая линия на Ближнем Востоке. В регионе сейчас очень много действующих сил: это и Россия, и Иран, и некоторые монархии залива, и Турция, и сами Соединенные Штаты... Поэтому предметно обсуждать «федерализацию» Сирии сейчас крайне сложно – особенно на фоне побед, одерживаемых силами легитимного сирийского правительства».