По словам Шойгу, «данный комплекс будет способен оперативно наращивать радиолокационное поле на заданном операционном направлении. Его разработка обусловлена появлением новых классов целей, в том числе самолетов оперативно-тактической авиации нового поколения».
Информации о новинке по понятным причинам пока немного. Известно, что 21 ноября 2014 года ТАНТК имени Г.М.Бериева получил первый самолет Ил-76МД-90А для переоборудования его в самолет ДРЛО типа А-100, оборудованного новейшим радиотехническим комплексом «Премьер». 26 октября 2016 года летающая лаборатория А-100ЛЛ, созданная на базе штатного самолета А-50, впервые поднялась в воздух. Завершение работ по новому А-100 запланировано на 2017 год.
Как говорят создатели новой машины А-100, для новых русских «Аваксов» не будет невидимых целей — они смогут видеть практически все. И это при том, что их предшественники А-50 по характеристикам уже были куда круче американских аналогов.
Не все знают, что в основу первого американского AWACS, построенного в 1975 году на базе Boeing E-3 Sentry, были положены разработки именно советской конструкторской школы. В частности, размещение локатора в радиопрозрачном обтекателе фюзеляжа самолета.
Современные российские самолеты ДРЛОиУ в варианте А-50У способны обнаружить бомбардировщик на удалении до 650 км, истребитель — за 300 км, наземные цели типа танковой колонны — за 250 км. Усовершенствованный самолет ДРЛОиУ А-100 с комплексом «Премьер» удвоит эти цифры. На нем будут применены цифровой навигационный комплекс и цифровая система управления со «стеклянной» кабиной пилотов. Все это позволит серьезно повысить возможности воздушной разведки по сравнению с А-50 и А-50У. Заместитель министра обороны Юрий Борисов, который курирует работы по А-100, говорит: «Я бы рискнул сказать, что это прорывная работа, поскольку ее изюминка — это новый двухдиапазонный локатор с фазированной антенной решеткой. Это современное решение, с предельными характеристиками».
Как утверждают создатели новой версии российского самолета ДРЛОиУ, останавливаться на достигнутом не собираются. Они уже работают над новым проектом А-500 — в нем универсальную антенну планируется разместить на более легком самолете, что позволит решать боевые задачи с большей эффективностью.