У Ангелы Меркель и Владимира Путина гораздо больше общего, чем это может показаться на первый взгляд. Оба являются политическими долгожителями. Оба собираются баллотироваться на четвертый срок. Обоих Forbes признавал самыми влиятельными людьми года.
Наконец, оба свободно говорят на немецком и на русском языках, и могут общаться друг с другом без переводчика. С 2005 года, когда канцлер Германии и президент РФ впервые обменялись рукопожатием, они провели в общей сложности 25 встреч: этот внушительный бэкграунд дает Ангеле Меркель полное право претендовать на статус политика, лучше всего знающего и понимающего Владимира Путина. Не случайно перед ее визитом в США влиятельная "Нью-Йорк Таймс" написала, что Дональд Трамп намерен попросить у Меркель совета, как следует вести дела с российским президентом, чтобы добиться нужного результата.
Впрочем, успехи самой г-жи канцлера на этом поприще, прямо скажем, невелики. Несмотря на отсутствие языкового барьера, найти общего языка с Путиным ей, по общему признанию, так и не удалось.
Черная кошка (а точнее черная собака) между г-жой канцлером и Владимиром Путиным пробежала уже через два года после знакомства, когда Меркель впервые приехала в сочинскую резиденцию "Бочаров ручей". Любимая лабрадорша ВВП Кони в разгар переговоров зашла в комнату, чем изрядно напугала гостью, которая после нападения соседского пса панически боится собак. Несмотря на извинения, германская сторона всегда была уверена, что эпизод с Кони был специально подстроен Путиным, поскольку информация о фобии Меркель хорошо известна не только в дипломатических кругах. С тех пор федеральный канцлер старательно избегала посещений сочинской резиденции. И до сегодняшнего дня была в "Бочаровом ручье" лишь однажды во время президентства Дмитрия Медведева, который, как известно, не имеет собак.
Официальным поводом для нынешнего визита стала подготовка саммита G20, хозяйкой которого в 2017 году является Германия. По словам представителя бундестага, у Берлина возникло подозрение, что Москва может не поддержать некоторые пункты повестки дня и итогового коммюнике (в частности, на саммите планируется обсудить защиту климата, помощь африканским странам, миграционный кризис и т.д.), и, чтобы их развеять, Меркель приняла решение лететь в Сочи. Однако судя по тому, что вопросы, связанные с G20, лидеры решили отложить до обеда, эта тема явно не была в приоритете.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сообщил журналистам, что в первую очередь Путин с Меркель обсудили состояние двусторонних отношений, которые наконец-то начали демонстрировать первые признаки оздоровления (например, товарооборот после трех лет падения, за первые месяцы этого года вырос на 43%), а также две важные международные темы - Сирию и Украину. Канцлер Германии, как хорошо известно, является сторонницей пошаговой политики, предпочитая последовательно двигаться к намеченной цели. Однако в последнее время ситуация в обоих регионах неблагоприятна не только из-за продолжающихся боевых действий, но также из-за того, что на данный момент отсутствуют конкретные цели, на которых можно было бы сконцентрироваться. И это "топтание на месте", помноженное на затянувшееся молчание "вашингтонского обкома", не на шутку беспокоит фрау канцлера.
Трудно сказать, удалось ли Меркель в ходе переговоров, выяснить истинные намерения Владимира Путина относительно непризнанных республик и режима Башара Асада, но на пресс-конференции она была вынуждена признать: главным по-прежнему остается диалог, а до результата еще далеко.
"Минские соглашения", по словам канцлера, продолжают находится на "нулевой точке". "Чтобы дальше работать, двигаться вперед нам все еще нужно перемирие, развод сил и обмен пленными", - с горечью сказала Меркель. Тем не менее, отказ от минских договоренностей в пользу какого-то иного, более работоспособного соглашения, оба лидера считают нецелесообразным. "Мы ничего пока не добились, но это не значит, что надо строить новые планы", - практически в унисон заявили они.
При этом Меркель отметила, что ее беспокоит усиление сепаратизма в ДНР и ЛНР, вылившееся в экспроприацию предприятий, транспортную блокаду, введение рубля, а также отсутствие возможности у Украины получить доступ к своим границам.
Владимир Путин на это отвечал, что никакой экспроприации нет. Никто ни у кого ничего не отбирал. Просто в условиях блокады местные власти были вынуждены ввести на предприятиях внешнее управление, чтобы поддержать их деятельность.
"Сами украинские власти своей политикой отделяют эти территории", - подчеркнул российский президент. Он высказал мнение, что Петр Порошенко упустил шанс реализовать минские договоренности - сейчас внутриполитические возможности у "верхних эшелонов" украинской власти гораздо скромнее.
Однако вычеркивать украинского лидера из "нормандского формата" или отменять сам формат оба лидера считают преждевременным. "Четверка" продолжит свою работу, поскольку без нее, по словам Владимира Путина, "было бы еще хуже, чем сейчас". Кто бы ни был избран новым президентом Франции, он (или она) заменит Франсуа Олланда - договоренность об этом была достигнута в ходе недавнего телефонного разговора, подтвердили лидеры России и Германии.
Что касается Башара Асада, то риторика Путина остается прежней: "Решить его судьбу должен сам сирийский народ". Ангела Меркель от публичных комментариев по сирийской теме воздержалась. Однако рассказала о других темах переговоров, касающихся внутрироссийской повестки дня.
В частности, канцлер по ее словам, попросила Путина использовать свое влияние, чтобы обеспечить права сексуальных меньшинств в Чечне, защитить свидетелей Иеговы, общественно-политические НКО, а также оппозиционеров от чрезмерно жестокого обращения со стороны правоохранительных органов.
Напоследок немецкая журналистка поинтересовалась у Ангелы Меркель, удалось ли ей получить гарантии невмешательства Кремля в избирательную кампанию в Германии, как это случилось осенью в США. Фрау канцлер гордо заявила, что не относится к тем людям, которые в принципе чего бы то ни было боятся. А Владимир Путин, упрекнув представительницу СМИ в тиражировании неподтвержденных слухов, повторил: Россия никогда в политические процессы в других странах не вмешивается. И тем более не собирается это делать в отношении дружественной ей Германии.