МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Тренд Левченко» на грядущих выборах

Победивший вопреки позиции власти иркутский губернатор-коммунист получил «пятерку» в кремлевском рейтинге

Глава Иркутской области Сергей Левченко закладывает послание потомкам в стену здания новой больницы. Фото: irkobl.ru

На фоне новостей о создании нового аналитического института при внутриполитическом блоке Администрации Президента РФ под названием «Экспертный институт социальных исследований» отдельные его будущие сотрудники во вторник собрались в Финансовом университете при Правительстве РФ обсудить новый «Кремлевский рейтинг губернаторов», подготовленный Центром развития региональной политики.

В отличие от свежеобразованной структуры «Кремлевский рейтинг губернаторов» является уже практически старожилом современной российской политики — он выходит с 2009 года вот уже при третьем кураторе внутренней политики Кремля. Если основной акцент прошлогоднего рейтинга был сделан преимущественно на социально-политическом положении регионов, то новый рейтинг, по словам его авторов, формировался уже главным образом исходя из электоральной устойчивости на местах в преддверии грядущей президентской кампании.

Наиболее печальная ситуация, согласно рейтингу, сложилась у восьми губернаторов — Приморского, Хабаровского края, Самарской, Курской, Мурманской, Нижегородской и Орловской областей и Санкт-Петербурга. Важно отметить, что аутсайдеры прошлого рейтинга (семь человек), за исключением губернаторов Приморского края и Самарской области, выбыли из числа губернаторского корпуса в начале этого года. Очевидно, что региональным властям накануне выборов в условиях «денег нет, но вы держитесь» все сложнее сохранять монопольное положение, в то время как борьба финансово-промышленных групп (ФПГ) за скудеющие бюджеты, а следовательно, и политическая конкуренция только растут. При этом мониторинг текущей социально-политической активности показывает, что далеко не всегда высокий протестный потенциал напрямую связан с рейтингом губернатора и экономической ситуацией в регионе. Ярчайший тому пример — Санкт-Петербург с непрекращающимися активными протестами против передачи РПЦ Исаакиевского собора, но при этом сравнительно хорошим экономическим положением. В то же время все это вместе и по отдельности наряду с позицией крупнейших ФПГ, напрямую влияющей на назначение глав интересных им субъектов, становится основным параметром для отставок.

Лидерами «Кремлевского рейтинга губернаторов» в этот раз (исходя из электоральной устойчивости) ожидаемо оказались Рамзан Кадыров (Чечня), Наталья Жданова (Забайкальский край), Алексей Дюмин (Тульская область), Дмитрий Кобылкин (Ямало-Ненецкий АО), Роман Копин (Чукотский АО) и — неожиданно — только что назначенный врио главы Марий Эл Александр Евстифеев и глава Иркутской области Сергей Левченко, «пятерку» которого объясняют единственным в стране примером конструктивной работы победившего вопреки позиции власти губернатора-коммуниста. В то же самое время «тренд Левченко» образца 2015‑го может распространиться в этом году на целый ряд регионов, где осенью ожидаются выборы. Так, например, недавно назначенный глава Бурятии Алексей Цыденов, вероятнее всего, столкнется с единым кандидатом от оппозиции (КПРФ, СР, ЛДПР) сенатором Вячеславом Мархаевым. Бывший главный судебный пристав родом из «внутренней Карелии» Денис Парфенчиков в состязании с местным депутатом Ириной Петеляевой может получить повторение «эффекта Ширшиной» (экс-мэра Петрозаводска от партии «Яблоко», одержавшего победу над единороссом). Эсэр Александр Бурков вместе с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом составят достойную конкуренцию главе Свердловской области Евгению Куйвашеву. А его однопартиец Анатолий Грешневиков может всерьез побороться с новым губернатором Дмитрием Мироновым в Ярославле. Да и, по правде сказать, ожидаемые победы новых назначенцев в Калининградской области (Антон Алиханов), Пермском крае (Максим Решетников) и Севастополе (Дмитрий Овсянников) скорее можно связать с отсутствием у них серьезных конкурентов, чем с их собственными политическими заслугами. Очевиден новый тренд: помимо образа «эффективного управленца» растет запрос на губернатора-политика, и он постепенно будет перевешивать губернатора-хозяйственника. Справедливости ради нужно отметить, что среди нынешних глав регионов таковых практически не наблюдается.    

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах