Итальянский президент Серджо Матарелла, прибывший в Москву в разгар антироссийской полемики на министерском саммите G7, постарался как мог утешить Владимира Путина, находившегося не в самом радостном расположении духа. Италия, по его словам, остается другом и партнером России и не сомневается в том, что без участия Кремля невозможно решить ни один глобальный или региональный конфликт - будь то Сирия, Ливия или Украина.
По правде говоря, Италия уже сделала для России больше, чем могла. Ни одна другая страна ЕС (ну разве только Венгрия) так последовательно и активно не протестует против антироссийской политики Брюсселя и Вашингтона. Достаточно вспомнить приезд Сильвио Берлускони летом 2015 года в Крым. Или участие бывшего премьер-министра Маттео Ренци в качестве почетного гостя в международном экономическом форуме в Петербурге летом прошлого года, по итогам которого российские и итальянские бизнесмены вопреки рекомендациям ЕС заключили соглашения на сумму 1 млрд евро.
Пока другие европейские страны думают, как понадежнее заблокировать реализацию проекта "Северный поток-2", итальянцы открыто заявляют о своем намерении принять участие в конкурсе на сооружение газопровода. И одновременно строят далеко идущие планы по развитию совместных проектов в машиностроении и медицине.
На осеннем саммите ЕС Матео Ренци костьми лег, чтобы не допустить принятия новых санкций против Москвы, за которые ратовала "партия войны". И, хотя в конце года власть в Италии перешла к Паоло Джентилони, новый премьер не стал сворачивать с курса на сближение с Россией, обозначенного его предшественниками. Даже сейчас, когда большинство стран ЕС ополчились на Кремль из-за поддержки "преступного режима" Асада, комментарии из Рима отличаются сдержанностью и взвешенностью оценок.
Вот и на встрече с Владимиром Путиным в Кремле Сержо Матарелла заявил, что мирного урегулирования в Сирии необходимо добиваться на основе переговоров с участием "всех игроков" - оппозиции, Башара Асада, ООН и Москвы. И военная атака США не должна стать препятствием на пути политического решения конфликта. "Использование химоружия недопустимо, - подчеркнул он, - Мы выражаем надежду, что Москва, как и все другие игроки, воспользуется своим влиянием, чтобы подобные удары не повторялись". В отличие о своих коллег, итальянский президент не стал никого обвинять в применении запрещенных методов борьбы. "Сначала нужно провести расследование, установить виновных и только потом кого-то преследовать", - сказал он.
Эти слова Матареллы оказались созвучны позиции Владимира Путина, прокомментировавшего ситуацию в Сирии по просьбе журналистов. Российский президент заявил, что Москва в обязательном порядке обратится в Международный суд ООН, чтобы "тщательно расследовать" происшествие в Идлибе и "в зависимости от результатов принять взвешенное решение".
Ситуация с химатакой в Сирии, по его словам, напоминает аналогичные события в Ираке в 2003 году. Тогда американцы тоже якобы нашли запрещенное оружие и вещества, под этим предлогом начали военную кампанию против режима Саддама Хусейна, а в итоге весь мир столкнулся с ростом террористической угрозы и появлением ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация).
"Я вспоминаю в этой связи наших замечательных писателей Ильфа и Петрова. Хочется сказать: "Скучно, девочки", - процитировал Путин Остапа Бендера, - Все это мы уже видели и наблюдали". (Напомним, что сеанс одновременной игры в Нью-Васюках завершился тем, что гнавшиеся за Бендером шахматисты перевернулись в барке на середине реки - «МК»).
ВВП добавил, что у российских спецслужб имеется информация о том, что в настоящее время в Сирии готовятся новые провокации с применением химического оружия. В частности, газовая атака, в которой оппозиция собирается обвинить официальные сирийские власти, может произойти в южных пригородах Дамаска.
Помимо острых глобальных тем, за полтора часа в Кремле Матарелла и Путин успели обсудить все основные вопросы двусторонней повестки дня - прежде всего в области экономики. Несмотря на предпринимаемые итальянской стороной усилия, санкции продолжают больно бить по всем параметрам двусторонних отношений.
"К сожалению, у нас просто рухнул товарооброт, - назвал вещи своими именами ВВП, - за последние годы он сократился в 2,5 раза". Если в 2013 году объем взаимной торговли чуть-чуть не дотягивал до $54 млрд, то в 2016 году составил меньше $20 млрд. "Мы переживаем не самые лучшие времена", - констатировал Путин. Однако визит итальянского коллеги и разумные слова, которые он от него услышал, "настраивают на позитивный лад".
Российский президент выразил надежду, что российско-итальянские переговоры на высшем уровне будут способствовать не только "динамичному развитию сотрудничества между нашими странами", но и восстановлению отношений с Евросоюзом. "Возобновление деловых связей России и ЕС на принципах равноправия и взаимного уважения отвечает нашим общим интересам", - уверен глава государства.