Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока:
— На ситуации в Сирии это уже отразилось: террористы молниеносно перешли в наступление, вдохновленные нежданной поддержкой со стороны США и — своими спонсорами: саудовцами и катарцами. «Аль-Каида» возвращается на свои позиции, ведь любой удар по позициям Асада — это замечательная помощь террористам. Понятно, что это удлинит и сделает более кровопролитной гражданскую войну в Сирии. Безусловно, США не волнует, откуда взялось химическое оружие: обвинен будет все равно Асад, которого Вашингтон хочет убрать. Это означает, что «Аль-Каида» (запрещена в России) может производить и использовать все что угодно. Ведь известно же, что оборудование для этого было завезено саудовцами из Албании сначала в Ирак, потом переправлено в Сирию. Понятно: если бы американцы хотели предотвратить производство химоружия, то требовалась бы не бомбежка, а рейд десанта, чтобы оборудование захватить и предъявить общественности. Сделано этого не было, значит, что-то не сходится.
С моей точки зрения, Трамп «прокололся»: его заманили в ситуацию нанесения бессмысленного и беспощадного удара по борцам с терроризмом силы, которые жаждут резких и строгих действий. А теперь все говорят: да Трамп — тот же самый Буш, он зашел слишком далеко. Это хорошо характеризует нынешнего президента США: он попадается в ловушки. В связи с этим российско-американские отношения станут куда более осторожными, без той доверительной интонации, на которые рассчитывали наши оптимисты. С пониманием того, что новая администрация вашингтонского Белого дома ничуть не лучше, чем старая.
— Получается, что Россия и США в регионе не совместно борются с террористами, а воюют на разных сторонах. Это может переродиться в Третью мировую?
— Мне надоело слушать словосочетание «Третья мировая война». Оно транслируется уже многие десятки лет. «Третья мировая» начнется, когда Россия и США станут обмениваться ядерными ударами. Я этого не предвижу пока. А сейчас идет нормальная, обычная конкурентная политика навязывания своего влияния в регионах. Как мы можем дать сдачи после налета США? Вот сейчас к нам приедет госсекретарь США Тиллерсон. А почему его должен Путин принимать при таком раскладе? Хватит ему и разговора с министром обороны Шойгу.
Аскар АКАЕВ, бывший президент Киргизии:
— Я присоединяюсь к осуждению акции США, потому что она идет вразрез со всеми международными нормами. Россия действует в Сирии с одобрения руководства страны. США тоже должны были получить санкцию либо сирийского государства, либо ООН. Естественно, эти действия осложняют не только ситуацию в Сирии, но и международную обстановку. Мы все надеялись, что с приходом в Вашингтон Трампа международное сообщество сможет организовать совместную борьбу с терроризмом и прочими бедами. Но теперь мы видим, что ситуация осложняется и Вашингтон играет в пользу отдельных отрядов запрещенной в России ИГИЛ, которые уже подняли голову и пошли в наступление. Мы, к сожалению, увидели, что действия США направлены против государств, включая Сирию, которые находятся в первых рядах борьбы с терроризмом. Штаты, к сожалению, поддержали самое радикальное и человеконенавистническое течение в экстремизме.
— Зачем?
— Об этом лучше спросить у американских политиков. Может быть, они слишком испугались, что доминировать в регионе станут не террористы, а президент, законная власть, находящаяся в союзе с Россией. Но это вернется к ним бумерангом. Эти же террористы будут устраивать теракты и в их родной стране.
Валентина МАТВИЕНКО, спикер Совета Федерации:
— Нанесение Соединенными Штатами Америки ракетного удара по авиабазе вооруженных сил Сирии — это грубое нарушение норм международного права. Это в чистом виде акт агрессии против суверенного государства. Вместо того чтобы вести дело к объединению усилий по борьбе с терроризмом, Вашингтон нанес удар по сирийский армии, которая не только находится на острие этой борьбы, но и добивается в ней серьезных успехов.
Агрессия осуществлена США под явно надуманным предлогом. Первое, что необходимо было бы сделать мировому сообществу после появления данных о применении химического оружия в Идлибе, так это провести на месте тщательную проверку всех имеющихся фактов при участии специализированных структур ООН. И только установив истинных виновников произошедшего, принять коллективные ответные меры. А тут, такое ощущение, что просто нашли повод нанести удар по законной власти в Сирии.
Вашингтону хорошо известно, что сирийская армия не имеет химического оружия, оно было полностью уничтожено в строгом соответствии с достигнутыми договоренностями и под международным контролем. Невольно напрашивается вывод, что нанесенный ракетный удар — акция, призванная отвлечь внимание от действий авиации США, их союзников в Мосуле, жертвами которых стали сотни мирных жителей.
То, что произошло в ночь на 7 апреля, — это также удар и по российско-американским отношениям. А принимая во внимание их ключевую важность для глобальной безопасности, ракетный обстрел стал шагом, который создал новые проблемы на пути к укреплению мира и сотрудничества.
В силу всего этого считаю действия властей США против суверенной Сирии идущими вразрез с интересами борьбы против международного терроризма. Поддерживаю нашу инициативу о созыве чрезвычайного заседания Совета Безопасности ООН по этому вопросу. Совет Федерации со своей стороны сделает все, чтобы донести позицию России до парламентов других государств.
Андрей ОСТВАЛЬД, член правления Института социально-экономической модернизации:
— Не случайно, что ракетный удар по Сирии (первая прямая военная акция США за все 6 лет сирийского кризиса, на которую так и не решился Барак Обама) произошел именно в момент начала визита в США председателя КНР. Это явно заранее и тщательно спланированная дипломатическая провокация в отношении Китая и явная «демонстрация силы» — не столько в адрес руководства Сирии, сколько в адрес руководства России — союзника Башара Асада.
Привязав свою агрессивную акцию к моменту визита китайского лидера в США, Трамп цинично и расчетливо поставил Си Цзиньпина в очень неудобное положение — явно пытаясь представить миру пребывание китайского лидера в гостях в момент нанесения ракетного удара как то, что Пекин находится «в одной лодке» с Вашингтоном, а не Москвой. Целью подобной провокации Трампа является, скорее всего, стремление «охладить» отношения Китая и России, вызвав у российского руководства подозрения в ведении Пекином какой-то «двойной игры» с Вашингтоном.
Надо признать, что Трамп очень хитро и коварно использовал визит Си Цзиньпина в своих политических целях — по сути антироссийских, а также и антикитайских. Во всем этом чувствуется умелая рука неформального советника Трампа по геополитическим вопросам Генри Киссинджера, имеющего давний многолетний опыт разжигания противоречий между геополитическими соперниками США.
Следите за нашей онлайн-трансляцией "США нанесли ракетный удар по Сирии, Путин разгневан"
Читайте материалы "Трамп откопал топор войны"
"«Трамп молодец»: конспирологическая версия удара США по сирийской базе"