МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Брекзит стартовал: Соединенное Королевство может дать трещину

Чем обернется для Великобритании свободное плавание

Британия наконец запустила официальную процедуру выхода из Евросоюза Сценарий «развода» был известен заранее. Подписанное британским премьером Терезой Мэй письмо с соответствующим требованием было доставлено председателю Европейского совета Дональду Туску в 12:30 по лондонскому времени (в 14:30 по Москве). Это событие можно считать формальной точкой запуска Брекзита. Однако даже у самих британцев по-прежнему остается множество вопросов. Британия уже отделилась от ЕС или еще нет? Не уйдут ли теперь из Соединенного Королевства Шотландия и Северная Ирландия? И чем Брекзит обернется для экономики?

На самом деле Великобритания еще около двух лет (а то и больше) будет формально оставаться членом Евросоюза, но будет лишена возможности принимать решения наравне с другими странами.

Для Брюсселя Лондон уже отрезанный ломоть, осталось только оговорить, как и при каких условиях будут «резать». На переговоры как раз и отводятся эти два года. Официально они могут стартовать только после экстренного саммита Евросоюза 29 апреля, на котором европейские лидеры должны сформулировать план процедуры. Если в два года уложиться не успеют, то с единогласного одобрения всех стран ЕС этот срок могут увеличить. В противном случае «развод» произойдет автоматически по истечении двух лет.

Письмо Терезы Мэй лишь формально запускает процедуру выхода на основании статьи 50-й Лиссабонского договора, которая позволяет странам ЕС свободно покидать союз. Почему британское правительство так долго тянуло с этим формальным жестом? Дело в том, что на момент референдума никакого конкретного плана у него не было, и девять месяцев ушли на его разработку.

В это время все гадали, какой вариант Брекзита выберет Мэй: «мягкий» или «жесткий». Первый вариант предусматривал сохранение доступа Великобритании к единому европейскому рынку в обмен на соблюдение некоторых законов ЕС. Но премьер-министр в итоге выбрала «жесткий» Брекзит: выход из единого рынка, таможенного союза, полный контроль над границами и судебной системой.

Эксперты считают, что «развод» повредит и Евросоюзу, и Лондону. Первый лишится одной из самых сильных в политическом и экономическом плане стран в своем составе. Второй — обширного рынка сбыта своих товаров. Кроме того, британское Управление бюджетной ответственности предсказывает, что экономический рост королевства замедлится. Зато Лондону больше не придется платить членские взносы, которые только в 2015 году составили 12,9 миллиарда фунтов стерлингов.

Еще один больной вопрос расстающихся «супругов» — это экспаты. Около 1,3 миллиона британцев живут и работают в Европе, и примерно 2,1 миллиона европейцев — в Великобритании. Лишатся ли они права на работу и постоянное проживание? Этот вопрос предстоит обсудить на переговорах. Теоретически Евросоюз даже может ввести визы для граждан Соединенного Королевства.

Тем временем парламент Шотландии подливает масла в огонь. Большинство шотландцев на референдуме в июле прошлого года проголосовали против Брекзита. И хотя прошлый референдум о выходе Шотландии из Соединенного Королевства провалился, теперь условия изменились, и народ может передумать. Парламент Шотландии уже проголосовал за проведение нового референдума, который намечен на 2018–2019 гг. В прошлый раз за независимость отдали голоса 45% шотландцев, поэтому у нового плебисцита есть все шансы на успех.

Примером Шотландии может вдохновиться и Северная Ирландия. Раньше обе части острова были членами ЕС, поэтому граница между ними, к радости ирландцев, почти не ощущалась. Появление жесткой линии границы (или даже виз!) может вернуть к жизни застарелый конфликт и привести к объединению острова в качестве независимого государства. Кроме того, экономика Ирландии сильно зависит от экспорта продуктов питания в Европу, поэтому восстановление таможенных пошлин может сильно по ней ударить. Правительство Британии это понимает, поэтому уже заявило, что постарается сохранить свободную торговлю и передвижение людей между двумя частями острова.

А что, если Британии не понравится вольное плавание? Евросоюз будет держать для нее двери открытыми. Глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер ранее выразил надежду, что «наступит день, когда британцы снова взойдут на борт». Но если это и случится, то не скоро. Нынешнее правительство настроено на выход очень серьезно.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах