Похоже, у граждан исчезнет одна из последних легальных возможностей заявить о своем мнении, собравшись на улице мирно и без оружия, если власти по какой-то причине слышать это мнение не желают, и избежать задержания полицией. 23 марта думский Комитет по госстроительству и законодательству рекомендовал палате поддержать законопроект, который приравнивает встречи депутатов с избирателями к массовым уличным мероприятиям.
Первое чтение состоится в начале апреля. Палата, конечно же, поддержит. Если все пойдет так, как идет, к лету законопроект станет законом. А идет оно так, как в тех случаях, когда инициатива согласована с Кремлем и получила там «добро».
Законопроект был внесен в Госдуму 2 февраля депутатом от Москвы Ириной Белых («ЕР»). Она предложила обязать депутатов всех уровней (Госдумы, региональных парламентов и муниципальных советов) за 7 дней уведомлять местных чиновников о намерении провести встречу с избирателями на воздухе — по той же процедуре, по которой подается заявка на проведение митинга или шествия. А власти смогут «согласовать» (то есть разрешить) мероприятие или «не согласовать» (то есть запретить). Или согласовать, но не в том месте, где хотели бы депутаты.
Вокруг этой инициативы сразу стало происходить нечто непонятное. Сначала число авторов-единороссов день ото дня росло как на дрожжах. 8 февраля под законопроектом подписались Николай Антошкин (Москва) и Ирина Гусева (Волгоград).
10 февраля — Загура Рахматуллина (Башкортостан) и Равиль Хуснуллин (Татарстан). 13 февраля — Ольга Баталина (Саратовская область). 17 февраля — Иван Тетерин (Москва). 27 февраля к ним присоединился Магомед Селимханов (Чечня). Но с 21 февраля почему-то начался отток желающих считаться авторами, как будто законопроект по какой-то причине стал заразным, чуть ли не чумным. Первой отозвала подпись г-жа Баталина, за ней отошли в сторону г-жа Рахматуллина, г-н Хуснуллин, г-н Селимханов и г-жа Гусева…
Сейчас под документом, который в Думе называют «законом Ирины Викторовны» (Белых), стоят подписи лишь троих московских депутатов-единороссов.
В заключении Комитета по госстроительству и законодательству нет ни одного замечания к инициативе. Между тем в заключении Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, который ранее обсуждал эту инициативу, серьезных замечаний немало: «простое посещение депутатом объектов муниципального хозяйства может стихийно перерастать во встречу с избирателями», эта встреча может происходить во дворах, в подъездах многоквартирных домов, на территориях предприятий, в общественном транспорте, а из текста следует, что депутат обязан либо заранее уведомлять «о гипотетически возможном общении с избирателями, либо пресекать любые попытки обращения двух и более граждан к депутату вне специально отведенных для этого мест, либо избегать любых встреч с гражданами в общественных местах»… К тому же, напоминают в Комитете по федеративному устройству, действующий Закон «О местном самоуправлении» предусматривает проведение массовых сходов граждан, и согласовывать их не надо. Зато для встречи с несколькими избирателями на улице села согласование теперь потребуется!
Все эти замечания никак не были прокомментированы на заседании профильного комитета, по госстроительству, как и обращение с просьбой серьезно доработать законопроект, чтобы он не «покушался на правовую основу статуса парламентария», с которым выступил на днях Комитет по регламенту Совета Федерации.
«А если во встрече с избирателями будет отказано?» — спросил вице-спикер Игорь Лебедев (ЛДПР). Его интересовало также, как будут наказывать депутата Госдумы, к примеру, если он все же придет на не согласованную с властями встречу. Г-жа Белых сказала, что «никто не вправе отказать депутату в проведении встречи», возможно лишь согласование места и времени ее проведения.
«Другое место обычно у помойки», — съязвил г-н Лебедев.
Что касается наказания, г-жа Белых справедливо заметила, что по закону депутат Госдумы обладает иммунитетом и «если он приходит на встречу, не согласованную с властями, то берет на себя ответственность за ее организацию и жизни тех людей, которых приглашает».
В общем, избирателей разгонят, «повяжут», оштрафуют, а то и арестуют, а депутат отправится домой: наказать народного избранника административно по суду можно лишь после того, как Генпрокурор обратится в Госдуму и получит на то ее согласие.
«Я воздержусь, меня тоже беспокоят нюансы, и мне кажется, это покушение на права депутатов», — вдруг заявил единоросс Вячеслав Лысаков (депутат от Москвы).
Г-жа Белых заверила коллег, что «если выйдет на улицу, например, лидер фракции, известный депутат, а к нему подойдут несколько человек поговорить, то встречей это считаться не будет». (В законопроекте такие нюансы не прописаны.)
Сергей Иванов (ЛДПР) спросил, чем все же встреча депутата в понимании авторов законопроекта отличается от митинга. (Если читать текст, то ничем.) Г-жа Белых заметила, что за 13 лет действия Закона «О массовых мероприятиях» такой вопрос ни у кого не возникал.
Потому и не возникал, что встречи с избирателями к массовым публичным мероприятиям приравнены не были! А теперь непременно возникнет…
«Это от лукавого — приходить на мероприятие и прикрывать своим статусом собрание других людей!» — заявил Отари Аршба («ЕР»).
«От лукавого — это когда сначала используют исполнительную власть, чтобы попасть в законодательную, а потом используют законодательную власть, чтобы обеспечить интересы исполнительной власти», — парировал Сергей Иванов (ЛДПР).
Дискуссия в зале пленарных заседаний обещает быть жаркой. Но, похоже, бессмысленной.