В оглашенном 12 апреля 2016 года решении судьи, в частности, еще раз подтвердили: статья закона 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ», которая закрепляет обязанность государства в лице различных органов власти и муниципалитетов осуществить за свой счет капремонт переданных гражданам домов, если на момент приватизации дома эти ремонта уже требовали, действует. И предписали «установить особый механизм» финансирования капремонта домов, переданных гражданам в ненадлежащем состоянии. Это, по мнению КС, означает «оказание дополнительной финансовой поддержки» за счет средств бюджетов разных уровней.
Глава Комитета по ЖКХ Галина Хованская («СР») напомнила, что в думском законодательном портфеле лежат 4 законопроекта, так или иначе направленных на исполнение решения годичной давности: один из них правительственный, другой был внесен группой депутатов-единороссов еще прошлого созыва, во главе с тогдашним спикером Сергеем Нарышкиным, третий подготовили справороссы и еще один — коммунист Олег Смолин. Ни один из них не прошел даже первого чтения. Камнем преткновения стала как раз проблема переданных гражданам неотремонтированными домов.
Правительственный законопроект предлагает возложить обязанность финансировать эти мероприятия на региональные и муниципальные власти, которые и передавали жилье в собственность гражданам. Но «большинство субъектов РФ выполнить эту обязанность не может», — заявила г-жа Хованская: по ее словам, «без средств федерального бюджета это решение КС просто не выполнить».
«Решение КС надо исполнять, но мы должны ответить на вопрос об источнике средств, когда говорим об обязательствах прошлых лет», — заявила директор департамента городской среды Минстроя Оксана Демченко. По ее словам, на конец прошлого года только известных обязательств такого рода было уже на 64 млрд рублей. Половина этих средств (на 5 тысяч домов) должна быть потрачена на исполнение решений судов, куда обращались жители, получившие от государства дома в ненадлежащем состоянии. Еще 30 млрд с лишним стоят те иски, которые уже поданы: суды, как правило, в таких делах становятся на сторону собственников квартир. При этом число исков растет, заметила чиновница, а источник средств не найден. «Надо думать, с какой статьи бюджета снять» — так прокомментировала она предложение привлечь для решения проблемы средства федеральной казны.
Других конкретных вариантов решения проблемы озвучено не было.
При этом во исполнение решения КС правительство предлагает возложить на региональные бюджеты еще и финансовую ответственность за гарантирование сохранности средств «общего котла» в случае отзыва лицензии у того банка, где эти средства лежат, или банкротства регионального оператора. Сомнение в том, что все регионы с этим справятся, выражали многие участники дискуссии. Что касается спецсчетов граждан — «крайне неприятным прецедентом» назвала г-жа Хованская ситуацию с лишившимся лицензии Татфондбанком, где зависло несколько таких спецсчетов. Люди три года собирали средства, копили их, а теперь надежды получить хоть что-то практически нет: собственником средств-то является юридическое лицо, ТСЖ, а при банкротстве банков юрлицам никакой компенсации не полагается…
Вот уже несколько лет вопрос о гарантиях сохранности средств на капремонт ставился Комитетом по ЖКХ перед Центробанком, но ничего, кроме ограничений по размеру уставного капитала в 20 млрд рублей для банков, которые размещают средства на капремонт, нет. При этом число домов, вышедших из «общего котла», растет и уже достигло 18%…
Что касается платежной дисциплины — «хуже всех платят как раз те, кто требует от граждан платить», — заявила г-жа Хованская: чуть больше 24% — собираемость у федеральных органов власти, следом идут органы местного самоуправления (64%), а затем — региональные власти (84%). При этом общая собираемость взносов растет, заметил первый замглавы комитета Александр Сидякин («ЕР»), и достигла в 2016 году 85%…
Представитель Минстроя тоже отрапортовала об успехах с собираемостью: она растет даже в регионах Северного Кавказа, «где традиционно негативная ситуация с коммунальными платежами», и выросла с 2–3% до 17–20%. Но даже там, где платят исправно, собранные деньги зачастую не используются на ремонт, а «морозятся»: «иногда до 90% собранных за год средств откладывается региональными операторами на будущее», признала г-жа Демченко (огромные остатки, например, в Тверской и Ростовской областях). Правительство решило, что следует зафиксировать законом уровень средств, которые можно оставить «в заначке». А еще в правительстве работают над исполнением поручения президента о введении ответственности глав регионов за неисполнение программ капремонта и за соблюдение сроков работ…
Решения КС обжалованию не подлежат и обязательно должны быть исполнены. Правда, закон не прописывает, в какой именно срок исполнены. Некоторые предписания судей «висят в воздухе» годами. Похоже, прошлогоднее требование прописать механизм обеспечения прав граждан, получивших в 90-е годы от государства в собственность неотремонтированные квартиры, ждет та же судьба.