Поправка про попавших под санкции россиян за подписью г-на Макарова неожиданно была внесена ко второму чтению в правительственный законопроект, в котором изначально говорилось об особенностях налогообложения доходов физлиц от процентов по торгуемым на рынке облигациям российских компаний.
Текст этой поправки (на заседании Комитета по бюджету и налогам она не вызвала у депутатов никаких вопросов) предлагал сделать исключение из общих правил для тех, кто попал под санкции какого-то государства или союза государств: они смогут оставаться иностранными налоговыми резидентами, даже проживая на территории России больше 183 дней в году. Для этого достаточно подать заявление в налоговую службу, приложив к нему соответствующую бумагу от налогового ведомства иностранного государства.
Выступая с трибуны Госдумы 17 марта, г-н Макаров заметил, что при обсуждении этой поправки в прессе говорилось лишь о том, «как мы хотим поддержать олигархов, освободив их от налогов», и счёл нужным подробно объясниться.
Читайте материал «Друзей Путина освободят от налогов: наш ответ на санкции»
Санкции в отношении граждан РФ «имеют конкретный политический подтекст», сказал он, люди, которые под них подпали, не могут выехать в Европу или США, например, и потому постоянно живут в России, в результате чего «наступают технологические последствия»: наш Налоговый кодекс автоматически признаёт налоговыми резидентами РФ всех, кто прожил на територии страны 183 дня в году.
Но в Европе, например, другие правила: там не считают дни, чтобы понять, является ли данный человек их налоговым резидентом, а смотрят, есть ли у него в данной стране недвижимость, зарегистрированные компании, счёта…
Если ситуация нормальная, объяснял коллегам г-н Макаров, проблема «где платить налоги?» решается в рамках двусторонних договоров об исключении двойного налогообложения физических и юридических лиц, в ходе переговоров между министерствами финансов стран.
Но в условиях санкций, полагает депутат, такого рода переговоры продуктивными будут едва ли, и расхождения в налоговых системах России и других стран «дает возможность привлекать попавших под санкции лиц к ответственности в тех странах, где они могут быть автоматически признаны резидентами». Поправка, по словам г-на Макарова, на самом деле всего лишь «позволяет государству защитить своих граждан».
При этом «если попавшее под санкции лицо подаёт заявление, что является резидентом любого другого государства, оно платит не 13% подоходного налога, а 30%, а все эти лица основные доходы получают в России, и когда говорят, что мы кого-то освобождаем от налогов, это полное враньё»,- заявил глава Комитета по бюджету и налогам. И от необходимости подавать декларации по зарубежному имуществу и доходам поправка никого не освобождает, уверяет он. К тому же с 1 января 2017 года заработал в тестовом режиме, а с 2018 года заработает полноценно международный обмен сведениями о собственности и счетах граждан на чужой территории, и даже если кто-то зарубежную собственность и счета не задекларирует, государство такую информацию получит.
Алексей Куринный (КПРФ) предложил поправку всё же не принимать: «Те граждане, которые проживают за границей, имеют там бизнес и доходы, далеко не самые бедные, и государство должно защищать не только их», сказал депутат, и ещё раз спросил, предполагаются ли потери для бюджета при вступлении её в силу.
«Ни одной копейки налоговых потерь для бюджета Российской Федерации, региональных бюджетов нет и быть не может даже теоретически»,- повторил г-н Макаров. Санкции надолго, а риск «попасть под политически немотивированный наезд» в других странах для включенных в списки может возникнуть 1 апреля, когда заканчивается срок подачи деклараций о доходах, и именно поэтому, по словам единоросса, «проблему надо решить именно сейчас».
Замминистра финансов Илья Трунин заявил, что правительство поправку поддерживает, и в ближайшее время определит, попавшие под какие санкции россияне смогут ей при желании воспользоваться (закон наделяет кабинет министров таким правом).
Между тем санкции в отношении некоторых граждан РФ (чиновников, депутатов, сенаторов, предпринимателей) действуют уже несколько лет. Речь идет о "крымских" списках США и ЕС 2014 года, впоследствии расширенных.