Фактически блокада Донбасса добровольческими объединениями была прорвана украинской полицией 13 марта. Чтобы восстановить ее, вечером 14 марта на блокпост силовиков под Славянском прибыли радикалы во главе с депутатом Верховной рады Владимиром Парасюком, которые хотели прорваться к своему бывшему редуту. Парасюк, активно матерился и бил полицейских ногами, нагло прикрываясь своей неприкосновенностью. В ходе столкновения радикалов с силовиками пострадали семь сотрудников правоохранительных органов «незалежной». Но в итоге его задержали и наступление захлебнулось.
Следующим утром в Верховную Раду ворвалось с десяток людей в военной форме, которые потребовали, чтобы прокуратура Украины разобралась с Парасюком и произволом националистов, устроивших торговую блокаду. Хотя большинство депутатов были на стороне полицейских, вице-спикер парламента Оксана Сыроед решила закрыть утреннее заседание. По ее мнению, подобная самодеятельность разрушает Раду.
Однако главный удар по суверенной Украине нанесли не в парламенте, а на экстренном заседании СНБО, которое проходило в это же время. Причем нанесли его Порошенко и секретарь в Совбеза Александр Турчинов. Свое выступление они начали с того, что блокада наносит серьезный удар по украинской экономике. «Очевидно, что блокада обходится нашей стране в копеечку. В какую именно, покажет калькуляция. Эти самый счета мы предоставим не только самопровозглашенным республикам, но и другим зачинщикам и промоутерам блокады — фракциям «Самопомочи» и «Батькивщине», — начал Петр Порошенко. Те люди, которые смотрели выступление президента в прямом эфире, наверняка, уже сжали кулачки и подумали, что Киев, наконец-то понял, что блокаду пора останавливать. Однако завершил свое выступление глава государства парадоксальным выводом: блокада наносит огромный вред, поэтому ее необходимо продолжить на государственном уровне.
«Мы должны остановить сценарий дестабилизации ситуации на Украине и переиграть те политические силы, которые сознательно или вслепую действуют по этому сценарию», — закончил Порошенко. Вот так. Не надо добивать страну своей самодеятельностью, мы это сам сделаем более профессионально и эффективно. С результатами экстренного совещания перед журналистами выступил секретарь СНБО Украины Александр Турчинов, который шокировал своими словами всех присутствующих. Никто не ожидал, что правительство Украины примет решение полностью заблокировать все транспортные сообщения между «незалежной» и республиками Донбасса и запретить передвижение любых грузов, исключением лишь стала гуманитарная помощь. Официальная блокада будет действовать до тех пор, пока на границе соприкосновения не будет прекращен огонь, выведено все тяжелое вооружение, внешнее управление на украинских предприятиях в самопровозглашенных республиках будет отменено. При этом платить за экономические потери Украины предстоит «Самопомочи», «Батькивщине», ДНР и ЛНР, по вине которых якобы сложилась данная ситуация.
На Донбассе уже отреагировали на резкий шаг «незалежной», отметив, что действия Киева напрямую нарушают Минские соглашения. Представитель ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин считает, что решение Украины узаконить блокаду — это геноцид 4 миллионов человек, проживающих в Новороссии. В свою очередь глава самопровозглашенной республики Александр Захарченко сказал, что решение СНБО уже не имеет к ним никакого отношения.
«МК» поинтересовался у украинских и российских политологов — как понимать действия украинского правительства, которое сначала признает убыточность и нежелательность блокады и обещает привлечь к ответственности ее организаторов, а потом само закрывает все транспортные сообщения с ДНР и ЛНР.
Константин БОНДАРЕНКО, глава фонда «Украинская политика»:
- Переговоры с участниками блокады закончились ничем, поэтому Порошенко решил действовать по принципу «если пьянки невозможно избежать, ее необходимо возглавить». Но решение СНБО может быть опротестовано в Конституционном суде, так как это сепаратизм, узаконенный на государственном уровне.
На принятии решения настаивал Турчинов, который опирается на депутатов из «Народного фронта». Теперь они заявляют, что это было невероятно мудрое решение, которым власть продемонстрировала свою силу и решимость. Тем самым Турчинов хочет доказать, что способен навести порядок в стране. Ему это необходимо в контексте борьбы за пост премьер-министра Украины, который он хочет занять уже очень давно и ни от кого не скрывает этого желания, тем более что 15 апреля у действующего главы Кабинета министров Владимира Гройсмана истекает срок полномочий.
Вадим КАРАСЕВ, глава Института глобальных стратегий:
- СНБО приняло решение о блокаде Донбасса по двум причинам. Во-первых, надо было не допустить неконтролируемого развития событий и вернуть монополию на силу, которую у власти перехватили добровольческие объединения. Во-вторых, надо было сбить патриотический протест, и это сделали умным методом, а не в лобовой атаке. Поэтому сначала полицейские разогнали блокаду на одном из участков и дали отпор Парасюку, а затем Порошенко заявил о продлении блокады на государственном уровне.
Денис ДЕНИСОВ, политолог:
- Мы наблюдаем ситуацию, когда левая рука не знает и не понимает, что делает правая рука. Еще два месяца назад было ясно, что блокада — это путь в никуда, так как от нее будут страдать все жители Украины. Но власть запуталась в своих решениях, боязнь перед силовым разгоном радикалов сыграла злую шутку с Порошенко.
Если бы это решение не касалось жизней и судеб обычных граждан, его можно было бы назвать результатом шизофрении украинской власти. Блокада, в том числе, транспортного сообщения, прежде всего, является прямым нарушением конституции Украины. С другой стороны Киев на официальном уровне отказался от территорий ДНР и ЛНР и проживающего там населения. До сих пор ни одно государство, заявляющее о своих правах на определенные территории, не блокировало их своими решениями. Тем самым Украина пытается выйти из Минских соглашений и добиться превращения ДНР и ЛНР в суверенные государства.