«Стоять!» - восемь человек в камуфляже выбегают из-за заграждений с колючей проволокой и останавливают мой автомобиль. «Что за бинокль у вас был и с какой целью вы вели наблюдение?!» - первый вопрос на редуте «Соловейко» на блокаде самопровозглашенных республик не был простым.
Я приехал в греческое село Бугас в гости, на блокаду. На этих выходных туда на ротацию прибыли люди из «Самообороны Мариуполя» и я договорился с одним из знакомых, что смогу приехать и поговорить с «блокировщиками».
Попытка сфотографировать «редут» со стороны трассы на Донецк на банальный телефон последствия имела самые неожиданные. И фотографии пустынной трассы не получилась и скучающих бойцов развлек неожиданной командой: «Тревога!»
Редут – это большая армейская палатка, кухня за ней, ограждение из бревен с колючей проволокой, внутри ограды – шины и доски с вбитыми остриями вверх гвоздями. Всего там находится около 30 человек. Рядом с постом на привязи здоровый козел. «Подарок местных!» - скупо объясняют мне.
Оружия на виду не держат, лиц в основном не прячут. Сразу попросили не фотографировать только людей из Мариуполя, некоторые из них работают на тех самых металлургических предприятиях, для которых блокада перекрыла доставку коксующегося угля.
Меня подводят к командиру – его зовут Игорь, позывной «Испанец» он из Запорожья.
«Я на блокаде третью неделю, – поясняет Испанец. - Начинал с третьего редута на Щербиновке, с того, на который нападали. Теперь командую здесь, ведем наблюдение, фиксируем все грузы, никого не задерживаем пока – кто мы такие, чтобы останавливать грузовики?».
Трасса через Бугас пустынна, Гуманитарный штаб Ахметова прекратил свою работу в Донецке с 28 февраля. «Отслеживать» можно только фуры с металлом, что таскают свои «карандаши» (так местные называют длинные квадратные слитки металла) из украинского Курахово в украинский Мариуполь.
«Нам местные многое рассказывают, есть идея, что электрометаллургический завод в Курахово столько не производит, сколько он тут возит, может там и «донецкий» металл есть?» - говорит Испанец.
Народ агитировать о вреде блокады бесполезно. «Там под Щербиновкой на третьем редуте состав с тремя тысячами тонн угля стоит – и ни документов при нем никаких, ни хозяева за три недели «на поговорить» не объявились ни разу. Так, тетки агрессивные прибегали поругаться, мы им с гуманитарки колбасы надавали, и они ушли. Недалеко. Их в посадке микроавтобус, «Ауди-8» и «Лексус» ждали с нормальными такими парнями. Так с колбасой и укатили!»
Испанца перебивает Виктор с позывным «Макар» он сует мне под нос телефон с фотографиями отдельных фрагментов вагонов – там знаки РЖД, надписи «Пермь», «Санкт-Петербург».
«Эта ситуация бесконечной войны и торговли задолбала уже всех. В 2014 году боев боялись, как-то не торговали особо, в 2015 году мобильные группы с контрабандой боролись, а сейчас торгуют эшелонами. Пока эти потоки наращивались, власть встала на них и теперь нам говорят, что торговля выгодна для Украины», - поясняет «Испанец».
Читайте предыдущие репортажи: «Донбасс и блокада: в Донецке кончилась «гуманитарка» и перекроили заводы»
«В Донецке началась революционная ситуация: Украина лишила ДНР связи»
***
Между тем, вечером 4 марта один из лидером блокады самопровозглашенных ДНР и ЛНР депутат Верховной рады Семен Семенченко заявил, что, помимо перегонов на линии соприкосновения радикалы также заблокировали товарную станцую в Конотопе Сумской области. В подтверждение своих слов он выложил видео, на котором запечатлены несколько российских поездов, загруженных углем. По словам политика, в будущем его могут возить из Донбасса, чтобы огибать блокаду, поэтому в ближайшее время радикалы собрались заблокировать все восемь пограничных переходов для поездов из России. Свой редут в Конотопе они уже назвали в честь Конрада Аденауэра, который стал первым канцлером западной части Германии после ее раздела по итогам Второй мировой войны.
По словам Семенченко, к лагерю стянули полицию, однако, на штурм силовики так и не пошли. Скорее всего, их задача заключается в охране радикалов от местных жителей. Ранее на перегоне Кривой Торец в Донецкой области люди уже пытались прогнать радикалов собственными силами, но на им помощь прибыла полиция, которая задержала 37 нападавших и ни одного участника блокады, за которых вступился глава МВД Украины Арсен Аваков.
Кроме того премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что из-за блокады, развернутой на Донбассе, республика может потерять 3,5 миллиарда долларов, а 75 тысяч человек останутся без работы. При этом 4 марта МВФ согласился обсудить с Киевом выделение еще одного транша на миллиард долларов к концу марта, но в сложившихся условиях эти деньги, вероятно, смогут привести лишь к увеличению государственного долга.