При этом Трамп каким-то образом намерен сохранить в бюджете программы социального и медицинского страхования и изыскать лишние миллиарды за счет сокращения помощи другим странам и экологических программ. Такой план может не понравиться как демократам, так и республиканцам.
В своей речи перед представителями обеих партий в Белом доме Трамп заявил: «Мой первый бюджет будет представлен Конгрессу в следующем месяце. Это будет бюджет национальной и общественной безопасности. И он включит в себя историческое увеличение оборонных расходов, чтобы восстановить истощенные вооруженные силы Соединенных Штатов». «Мы должны побеждать. Мы должны снова начать выигрывать войны», — подчеркнул президент. Кроме того, он пообещал увеличить расходы на полицию и борьбу с преступностью.
Из досье «МК»: «Еще до избрания президентом США Дональд Трамп говорил о том, что из-за утраты военной мощи администрация Барака Обамы не смогла провести эффективную политику борьбы с ИГИЛ (запрещено в России), а также сдерживания Китая, Северной Кореи и России».
Однако мало кому вооруженные силы Америки могут показаться истощенными. США лидируют по военным расходам в мире. Согласно данным авторитетного института IISS, в 2016 году страна потратила на «оборонку» $604,5 млрд. На втором месте и далеко позади идет Китай ($145 млрд.). Далее следуют военные бюджеты России ($58,9 млрд.), Саудовской Аравии ($56,9 млрд.) и Соединенного Королевства ($52,5 млрд.).
Наполеоновские планы президентская администрация намерена осуществить за счет урезания экологических, образовательных и научных государственных программ. Трамп при этом связан собственными предвыборными обещаниями. Он говорил избирателям, что не будет урезать помощь ветеранам, медицинские программы Medicaid и Medicare (большая часть республиканцев как раз хотела бы их сократить) и снизит налоги.
Такой бюджетный план может не устроить обе партии, отмечает газета The New York Times. Демократы традиционно выступают против снижения налогов: иначе нечем будет финансировать многочисленные социальные программы. А республиканцев может не устроить, что проект Трампа сохраняет слишком много статей госпомощи населению. А ведь без одобрения Конгресса бюджет принять не получится.
«Увеличить военные расходы на такую сумму нелегко, потому что в Соединенных Штатах есть бюджетные проблемы, — считает руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов. — Но увеличение, скорее всего, произойдет в следующем финансовом году, а это вполне укладывается в американские финансовые возможности.
Расширятся ли в США закупки военной техники? Скорее всего, да. Трамп это обещал. Но что касается стратегических вооружений, то это дело не ближайшего будущего, они начнут закупать новое поколение морских, воздушных и наземных стратегических систем только с середины следующего десятилетия.
Расширение флота, которое Трамп пообещал, — это самая затратная сфера. Корабли строятся долго и служат долго. Но гонки вооружений здесь вряд ли можно ожидать. Мы пока не знаем куда эти дополнительные средства пойдут. Если они пойдут на повышение денежного довольствия военнослужащих, то это никакого отношения не имеет к гонке вооружений. Между прочим, 35% военного бюджета США идет на оплату только военнослужащих, и это без учета пенсий и оплаты гражданских служащих. В общей сложности 50% военного бюджета идет только на личный состав».
На вечер вторника, 28 февраля, Трамп наметил свое выступление с программной речью перед Конгрессом. Согласно заявлениям Белого дома, ее главная тема — «Обновление американского духа». Однако немалая часть посвящена бюджету. Ведь реализация множества предвыборных обещаний Трампа зависит от того, даст ли ему денег Конгресс.
Американцы также ожидают, что президент наконец предложит свою альтернативу отмененной системе медицинского страхования Obamacare. «Люди ненавидят Obamacare. Но теперь они видят, что ее конец приближается и говорят: «О, может мы ее и любим», — признался сам Трамп, — Нечего там любить. Это же катастрофа, народ». Спорный запрет на въезд в США гражданам семи преимущественно мусульманских стран также может быть затронут в речи.