В ходе экспедиции военным необходимо в кратчайшие сроки пройти сложнейший маршрут от поселка Тикси до острова Котельный и обратно по льду моря Лаптевых, проливам между островами и прибрежной зоне на современных образцах снегоболотоходной техники. Участвуют в пробеге как уже зарекомендовавшие себя в арктических условиях армейский снегоход А1, двухзвенные транспортеры семейства «Вездесущий» ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ, так и экспериментальные образцы — двухзвенный гусеничный транспортер-тягач легкой категории ГАЗ-3344-20 и колесные вездеходы «Трэкол». Также опробуют перспективные кузова-контейнеры в арктическом исполнении, каркасно-надувные быстровозводимые палатки для обеспечения проживания и проведения обслуживания военной гусеничной техники. В ходе марша проверят и арктическую форму, разработанную специально для водителей. По заявлениям разработчиков, она может выдержать температуру до –70 градусов. А значит, водитель, надев такой комплект, может спокойно провести вне кабины на морозе больше трех часов.
И вот машины, заправленные морозоустойчивым арктическим топливом и загруженные необходимыми запасами продовольствия, выезжают на светло-зеленый лед моря Лаптевых.
Один из представителей Минобороны России, начальник НИИ военной техники полковник Андрей Колтуков рассказывает:
— До Котельного пойдет смешанная колонна из пяти грузовиков — как колесная, так и гусеничная техника. Задача — в автономном марше, в отрыве от баз, проверить машины. На испытаниях присутствуют специалисты, которым поставлена задача провести комплексную проверку. Также будут присутствовать представители подразделений, для которых эта техника в первую очередь и предназначена.
На улице между тем около минус 35, дует арктический ветер, который пронизывает до костей, несмотря на все попытки утеплиться. Зато в армейских машинах — настоящий Ташкент. Поэтому представители СМИ быстро попрыгали в вездеходы, чтобы хоть чуть-чуть согреться, а заодно поближе познакомиться с техникой и управляющими ею людьми.
Александр Хомяков, водитель одного из двухзвенных транспортеров ДТ-30, рассказывает, что это очень мощная машина с великолепной проходимостью.
— Очень мощный двигатель, около 700 л.с., позволяет преодолевать реки, крутые склоны, болота, — поясняет Александр. — А экспедиция нужна, чтобы проверить характеристики техники в суровых условиях, а также проложить маршрут до острова Котельный.
Машины уже выстраиваются в походный порядок, как вдруг перед ними появляются и начинают танцевать несколько молодых людей и девушек в национальных чукотских одеждах. Как выясняется, перед каждым сложным выездом на Тикси местные проводят для военных так называемый обряд кормления природы — задабривание духов, чтобы экспедиция прошла успешно и благополучно вернулась домой. После танцев на лед моря Лаптевых кладут приношение — оладьи и другую выпечку, а также поливают лед молоком. А затем — совместное фотографирование на память, пожелания доброго пути и команда: «По машинам!»