МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Навальный объяснил, почему сможет участвовать в выборах вопреки приговору «Кировлеса»

Оппозиционер пояснил "МК": закон Конституции не помеха

Ленинский районный суд Кирова завершил повторное рассмотрение дела «Кировлеса». Прокуратура сочла оппозиционера Алексея Навального и бизнесмена Петра Офицерова виновными. Защита требует их оправдать. Теперь слово за судьей: решение будет оглашено 8 февраля.

Навальный и сотрудники Фонда борьбы с коррупцией после заседания суда. Приговор будет объявлен 8 февраля. Фото: Валерия Маркова

За последние три дня процесс, интерес к которому был подогрет шумихой вокруг принудительной доставки в суд Навального и Офицерова, превратился в рутину. Возле здания суда утром не было ни дежурных полицейских машин, ни операторов с камерами. В зале поубавилось журналистов и сторонников оппозиционера, которые приезжали в суд накануне (зато приехал второй адвокат Навального Вадим Кобзев, который до этого был занят в процессах в Москве). Навальный и Офицеров большую часть заседания занимались своими делами в ноутбуках и телефонах под монотонные речи прокуроров. Наблюдающие за процессом либо занимались тем же, либо просто смотрели по сторонам, изредка зевая. Казалось, что единственное желание всех присутствующих – побыстрее закончить судебное разбирательство.

- Мы хотели бы обсудить вопрос о дальнейшем расписании, - поставил вопрос адвокат Кобзев.

- Алексей Анатольевич (Навальный) просил все сделать сегодня, значит будет сегодня, - неожиданно громко и уверенно выпалил судья. – Я готов тут хоть до 9 вечера сидеть.

Адвокат оппозиционера Ольга Михайлова в ходе прений даже не стала полностью зачитывать подготовленную речь, как она выразилась, «в целях экономии времени».

Большую часть заседания составили прения сторон. Прокурор Сергей Богданов больше получаса зачитывал ту же речь, что и в 2013 году. По версии следствия, в 2009 году Навальный вместе с Офицеровым, который создал Вятскую лесную компанию (ВЛК) и навязал «Кировлесу» невыгодный договор с ВЛК. ВЛК закупила у госкомпании лесоматериал на 16 миллионов рублей, затем перепродала их по рыночной цене и этим нанесла ей ущерб.

Изменилось только два момента. Во-первых, наказание. Три с половиной года назад прокуратура требовала для Навального и Офицерова шесть и пять лет лишения свободы. На этот раз гособвинители просили тот же срок, который получили подсудимые после смягчения приговора – пять лет и четыре года условно. Во-вторых, в риторике прокурора прозвучала его реакция на решение Европейского суда по правам человека по делу «Кировлеса» - в феврале прошлого года ЕСПЧ постановил, что Офицерова и Навального осудили за деятельность неотличимую от предпринимательской. «Ссылка на решение ЕСПЧ не имеет правовой основы, поскольку проходит самостоятельное судебное разбирательство», - подчеркнул Сергей Богданов. Этот момент вызвал неподдельное возмущение адвокатов. “Это уникальная фраза для человека с высшим юридическим образованием, у которого, как я вижу, погоны подполковника, - негодовала Светлана Давыдова. – Надеюсь, вы читали статью 1 УПК, которая поясняет: «Европейская конвенция, решения Европейского суда, в том числе в отношении РФ, являются составной частью нашего национального российского уголовно-процессуального законодательства. Запомните это. И не ошибайтесь в дальнейшем. Это очень нехорошо”. Вадим Кобзев в свою очередь напомнил, что в случае неисполнения решения ЕСПЧ страна может быть исключена из Совета Европы.

Во время перерыва перед последним словом подсудимых стало ясно, что приговор судья зачитает в другой день - у Навального и его представителей были куплены билеты на самолет в Санкт-Петербург - в субботу там состоится открытие избирательного штаба, на который они могли опоздать. У Офицерова – билеты в Москву. Они заметно занервничали и принялись обсуждать с судьей свой отъезд. “Ваша честь, я надеюсь, что все это время (до вынесения приговора) мы не должны будем сидеть в гостинице Хилтон”, - поинтересовался Навальный. Судья что-то пробурчал в ответ, но в итоге отъезд согласовал.

Навальный выступил с пламенной речью, в которой выразил сожаление, что на скамье подсудимых случайно оказался предприниматель Петр Офицеров. Суть процесса, по мнению Навального, заключается в послании: «Алексей, мы тебя еще раз вежливо предупреждаем, что ты не можешь участвовать в политической жизни». Оппозиционер заверил, что от участия в президентской кампании он не откажется и пообещал отменить повторный приговор в ЕСПЧ еще до старта кампании.

Главный вопрос здесь, сможет ли Навальный участвовать в выборах президента, если суд вынесет обвинительный приговор с теми сроками, которые затребовала прокуратура? Выборы президента должны состояться в марте 2018 года, за несколько месяцев до того, как у Навального закончится срок по “Кировлесу”. А согласно закону “об основных гарантиях избирательных прав” (67-ФЗ) граждане, осужденные по статьям о тяжких и особо тяжких преступлениях, не имеют права избираться до тех пор, пока у них не будет погашена судимость.

Сам Алексей Навальный по окончании заседания пояснил “МК”, что “по Конституции, в выборах не может участвовать только тот, кто находится в местах лишения свободы”, а значит у него это право есть. Никакой юридической коллизии с 67-м ФЗ, по мнению Навального, здесь нет. Он добавил, что намерен отстаивать свое право всеми возможными способами, включая обращения в Конституционный суд и ЕСПЧ.

Эксперт в области избирательного законодательства Андрей Бузин в разговоре с “МК” отметил, что “проблема того, что в Конституции написано одно, а в законе другое, конечно, существует” и Навальный может обратиться по этому вопросу в Конституционный суд. Однако, по мнению эксперта, для такого обращения необходим правовой прецедент, то есть, если, например, Навальному откажут в регистрации. “Это займет довольно много времени, так же как и обращение в ЕСПЧ, и до выборов он может не успеть”, - заключил Бузин.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах