Напомним, что вся полемика насчет черты оседлости началась после того, как вице-спикер Госдумы Толстой заявил: “против передачи Исаакиевского собора Церкви выступают люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году».
Такой ход мысли Толстого возмутил часть еврейской общественности. Открыто в антисемитизме вице-спикера обвинил глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин: «Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за ее национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщение, а обобщения националистические, в данном случае — юдофобские».
Вот тут-то на помощь заместителю и бросился старший товарищ, спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Прежде чем обвинять вице-спикера Госдумы Петра Толстого в антисемитизме, необходимо внимательно проанализировать его заявление о протестующих против передачи собора Исаакия православной церкви, — сказал он журналистам. — Из той прямой речи Толстого обвинений в адрес евреев я не увидел. Я, прочитав то, что он заявил, больше исходил из того, что это скорее всего может иметь отношение к той категории, которая отбыла каторгу, а дальше, после революции, понимаете, какие процессы происходили в отношении служителей церкви, храмов».
Сначала воспользуемся Большой Советской энциклопедией. Цитируем: «Черта оседлости (Бессарабская, Виленская, Волынская, Гродненская, Екатеринославская, Ковенская, Минская, Могилевская, Подольская, Полтавская, Таврическая, Херсонская, Черниговская и Киевская губернии), на которой разрешалось постоянное проживание евреев. Образовалась в конце XVIII века. Была упразднена 20 марта 1917 года».
— Перепутать каторжан с евреями, которым обозначили черту оседлости, достаточно сложно: евреи — это самый запад империи, а каторжане — восток: Зауралье, Забайкалье, Якутия... Однако, как ни парадоксально, с точки зрения исторических дат перепутать тех и этих вполне возможно, — сказал «МК» историк и писатель Игорь ШУМЕЙКО. — Черта оседлости появилась в 1791 году, и примерно в это же время вышел указ императрицы о ссылке и каторге. Помещикам разрешили отправлять (причем не безвозмездно) на каторжные работы провинившихся крепостных крестьян. Но слабость версии, которую выдвинул Володин, не в том, что географически спутал запад с востоком. А в том, что революцию (за исключением единиц) не делали ни евреи из западной черты оседлости, ни потомки каторжан с востока.
В отличие от еврейской гражданской общественности иудейское духовенство ни на Володина, ни на Толстого не обиделось. Раввины, с которыми связался «МК», просто не захотели обсуждать их познания в географии и истории публично.
Читайте: Петр Толстой против Путина: храм Госдумы рушится из-за евреев