«Понятно, что для преодоления тяжелейшего ущерба, нанесенного российско-американскому взаимодействию при Бараке Обаме потребуется время и серьезная работа, — подчеркнул Лавров, — Мы, как отметил президент Путин, готовы пройти свою часть пути по оздоровлению связей в интересах наших народов, интересах глобальной безопасности и стабильности, разделяем заявленную президентом Трампом позицию в пользу налаживания нормального взаимодействия. При этом, разумеется, судить будем по делам». Министр также выразил надежду на то, что новая администрация будет придерживаться курса на невмешательство во внутренние дела других государств, провозглашенного Дональдом Трампом.
«Мы не испытываем иллюзий от того, что будет новая «перезагрузка» с Соединенными Штатами, никаких наивных ожиданий у нас нет. Знаем, что Трамп считается мастером заключать сделки, но Владимир Путин тоже умеет договариваться, и всегда в интересах России», — заявил Лавров.
Вернулся к теме США глава российской дипломатии и отвечая на вопрос о мирном процессе на юго-востоке Украины. Министр выразил надежду на то, что с приходом Трампа в Белый дом «украинское руководство почувствует необходимость более самостоятельно действовать и не полагаться на своих заокеанских хозяев». Пока же, по словам Лаврова, Киев не подает признаков договороспособности и продолжает нарушать минские соглашения, что тормозит мирный процесс.
Говоря о встрече в Астане, глава МИД подчеркнул, что по сравнению с предыдущими попытками заключить мир в этот раз за столом переговоров «находились представители сторон, которые противостоят друг другу на земле». Еще одним важным итогом стало установление режима прекращения огня и создание трехстороннего комитета с участием России, Ирана и Турции, который будет отслеживать его соблюдение.
«И сирийское правительство, и российские ВКС, которые поддерживают сирийскую армию, и вооруженные формирования оппозиции в принципе готовы объединить усилия и наносить удары по позициям игиловцев» (ИГИЛ – запрещенная в РФ террористическая группировка – «МК»), — упомянул Лавров, говоря о совместной борьбе с терроризмом. В итоговом документе встречи было указано, что у сирийского кризиса нет военного решения. «То, что под этим подписались вооруженные оппозиционеры, я считаю принципиально важным», — заявил министр, добавив: «Мы распространили в Астане проект конституции, который мы проработали с учетом того, что слышали все эти годы и от правительства Сирии, и от оппозиции, и от стран региона».
«Подлое убийство посла России в Анкаре Андрея Геннадьевича Карлова лишний раз подчеркнуло острую необходимость повышения безопасности российских загранучреждений и их сотрудников. В межведомственном формате подготовлен комплекс мер, который был одобрен президентом России и на основе которого были даны поручения председателя правительства. Добиваемся их выполнения, что потребует дополнительных ресурсов, и в этом рассчитываем на вашу поддержку», — в заключение своей речи обратился Лавров к Думе.