Нежелание Киева выполнять Минские соглашения и вообще вести какие бы то ни было переговоры по интеграции ДНР и ЛНР в состав Украины не вызывает сомнений. В частности, об этом прямо заявляет первый зампредседателя Верховной рады Украины и член украинской делегации на переговорах в Минске Ирина Геращенко. В интервью «Украинской правде» 17 января она предложила рассмотреть сценарий, по которому ополченцы немедленно прекращают все боевые действия, отпускают всех военнопленных и ждут выборов по украинским законам. Парламентер прямо заявила, что Киеву это не выгодно, так как на выборах победят главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий, которые войдут в политическую элиту Украины, став главами ее регионов. По словам Геращенко, в этом заключается тайный план России, которая собирается таким образом «разжечь гражданский конфликт внутри Украины» и помешать ей стать частью Евросоюза. Что это за демократия такая, в которой два политика могут поставить крест на независимости целого государства, она не стала пояснять.
Помимо нежелания украинских властей проводить выборы в Донбассе, есть и экономические проблемы, о которой упомянул Песков. Несмотря на решение украинских судов, правительство Киева с ноября 2014 года держит Донбасс в экономической блокаде. Там были закрыты все финансовые учреждения Украины и представительства государственных учреждений (больниц, почты и так далее).
С точки зрения украинской правящей элиты, Донецк и Луганск оккупированы Россией, поэтому именно она должна нести ответственность за все, что там происходит. В том числе, она должна платить пенсии, зарплаты, восстанавливать разрушенные войной объекты инфраструктуры и так далее. Киев при этом продолжает требовать одномоментной капитуляции по всем направлениям, после которой он перехватит бразды правления над регионом у ополченцев, которые все это время пытаются поддерживать там хотя бы какой-то порядок. По версии украинских властей, Минские соглашения должны выглядеть именно так.
«МК» выяснил у экспертов, сможет ли Украина когда-нибудь изменить свой подход к мирному урегулированию конфликта на Донбассе:
Денис ДЕНИСОВ, политолог:
- Все будет зависеть от того, сможет ли новая администрация президента США достигнуть компромисса с Россией по Украине. Если Москва и Вашингтон смогут договориться, то Киев просто поставят перед фактом, и ему ничего другого не останется, кроме как выполнить их совместное решение. В обратном случае, поддержка Запада может привести украинские власти к дальнейшей эскалации конфликта вплоть до полного срыва Минских соглашений
Андрей БУЗАРОВ, украинский политолог:
- Обе стороны виновны в затягивании переговорного процесса. Ни «нормандский формат», ни переговоры в Минске не помогают найти выход из тупика. На Донбассе украинская армия и ополченцы постоянно нарушают режим тишины и обвиняют в этом друг друга. Чтобы стороны смогли договориться, нужна политическая воля, которой сегодня ни у кого нет
- Почему Киев так держится за затягивание переговорного процесса?
Денис ДЕНИСОВ:
- Там полагают, что им достаточно оставшейся части Украины, на которой они могут осуществлять свою диктатуру. В случае реинтеграции Донбасса по очень многим направлениям у них возникнет масса проблем. Правящей элите придется открыть дискуссию по поводу внешнего и внутреннего вектора развития Украины, о чем сегодня никто не говорит. Правящую элиту Украины вполне устраивают те идеологические шаблоны, которые они используют с самого Майдана для соблюдения своих финансовых интересов. В этом отношении мифическая война с Россией необходима им, чтобы оправдывать репрессивные меры по отношению собственного населения
Андрей БУЗАРОВ:
- Невозможно провести выборы, когда в регионе не заканчивают боевые действия и постоянно гибнут люди. По этой же причине не снимается экономическая блокада. Кроме того, время уходит: в ДНР и ЛНР формируются собственные власти, которые не горят желанием возвращаться в Украину.
- Предположим, Минские соглашения выполнены, и Захарченко с Плотницким вошли в правящую элиту Украины как главы Донецка и Луганска. Геращенко заявляет, что они остановят евроинтеграцию страны и начнут эскалацию гражданского конфликта. Но в Евросоюзе Киев никто не ждет, а гражданская война идет на Украине с 2014 года... Чего боится Киев?
Денис ДЕНИСОВ:
- Ее логика не выдерживает никакой критики. Несмотря на то, что в реальности Украине никто ничего не предлагает, в головах ее руководства складывается другая картина. Просто некоторые люди находятся в параллельной реальности. Сначала они повторяли сказку о евроинтеграции и вступлении в НАТО для своего электората, а потом сами в нее поверили. В случае выполнения Минских соглашения, ДНР и ЛНР смогут помешать Киеву пойти по пути объединения с Западом, но пока Украину никто туда не звал, поэтому страх правящей украинской элиты в этом смысле является необоснованным. Вернуть их на землю сможет только Вашингтон, который после достижения компромисса с Россией однозначно даст понять Незалежной, кто и чего от нее ждет.
Андрей БУЗАРОВ:
- Часть украинского общества категорически против интеграции ДНР и ЛНР в состав Украины. Такого же мнения придерживается часть правящей элиты Украины. Эта ситуация возникла в связи с тем, что ополченцы убили большое количество украинских солдат. Во-вторых, большинство украинцев считают Плотницкого и Захарченко лидерами террористических группировок, с которыми никто переговоры вести не будет. Также многие считают, что ДНР и ЛНР — это «троянский конь» России, который после признания Украиной поднимет сепаратистские движение на остальных территориях Донецкой и Луганской областей, в Харьковской области и так далее. Так это или нет, я оценивать не берусь, но та часть общества, которая исповедует подобные взгляды, никогда не изменит своего мнения, со временем оно может только еще больше укрепиться. Все идет по тому же сценарию, как было в Молдавии и Грузии.