Российские федеральные каналы словно соревновались в своих итоговых недельных обзорах, кто масштабнее и красочнее покажет картинку с Бараком Обамой, плачущим во время своей прощальной речи. А в помощь им выступили и некоторые американские телекомментаторы. Один из них заметил такую деталь: Обама, чтобы утереть слезы, попросил у кого-то салфетку.
Вот лицемер! Провалил все поставленные перед ним задачи, а теперь льет «крокодиловы слезы»!
В печатных и других СМИ в зависимости от уровня издания был аналогичный рефрен: «Мир устал от тебя, Обама». В репертуаре бульварных изданий и телеканалов было круче: «Уходя — уходи и не пытайся нагадить новому президенту». «Нагадить» означало вконец испортить российско-американские отношения так, чтобы максимально затруднить работу Трампа по их очеловечиванию.
Согласен с тем, что последние действия администрации Обамы вызывали недоумение. Пакет санкций, под которые попали глава СКР А.Бастрыкин, известные бойцы невидимого фронта А.Луговой и Д.Ковтун, точно не сможет решить задачу по смене кремлевского режима и даже затруднить выполнение президентом В.Путиным его исторической миссии по обеспечению национальных интересов России.
Или взять, к примеру, принятое за неделю до ухода решение, которое поставило заслон на пути кубинских беженцев, стремящихся получить убежище в Америке. Кто-то в Белом доме хотя бы попытался представить его последствия? Закон «сухие ноги — мокрые ноги» (по нему убежище давали тем беглецам от диктатуры Кастро, которые добирались до вожделенного американского берега, а тех, кого патруль ловил в море, отправляли обратно на остров) был диким с точки зрения международных законов. Но его отмена в спешке привела к еще большей дикости. Кубинцев, которые уже были на пути в Америку, теперь ждет от ворот поворот. Некоторые стояли в очереди на мексикано-американской границе и должны были получить пропуск в ближайшие дни и даже часы. Теперь они будут депортированы на родину. Их там, конечно, не расстреляют, как в Северной Корее, но ждать от властей дружественного расположения им тоже не приходится. Тысячи кубинских врачей, ориентируясь на старый закон, бежали от рабских условий из Венесуэлы (их родное правительство выплачивало им всего 15 процентов зарплаты, а остальное брало себе), оказались в безвыходном положении в Панаме и Эквадоре, Коста-Рике и Колумбии. А как пишет в своем последнем номере испаноязычная газета США El Nuevo Herald, в международном аэропорту Майами задержаны и десятки кубинцев, которые приехали в Америку с действующей визой.
Обама хотел как лучше, а получилось как всегда. Его пресловутое кубинское наследие, с которым он связывал особые надежды — ведь две страны наконец-то помирились после полувековой вражды, — оказалось в значительной степени подорванным.
И так, кажется, почти по всем направлениям.
Но постойте, стоит ли уже сейчас подводить окончательные и безапелляционные итоги восьмилетнего президентства Обамы? Не рано ли?
В России я обнаружил единственный голос вопиющего в пустыне в защиту Обамы. Он принадлежит журналисту радио «Свобода» Петру Черемушкину, который хорошо знает Америку. Он написал колонку под заголовком «Плюнуть в спину» — о том, как российские политики, журналисты, всевозможные «говорящие головы» в бурных (и порой буйных) ток-шоу смешивали Обаму с... Понятно с чем. Как стирали в пыль все, что он сделал, находясь в Белом доме. «Политический неудачник» — было самым корректным в их эпитетах, звучавших в адрес уходящего Обамы. Но большинство было откровенных плевков в спину, безо всяких приличных слов вообще.
Главный мотив коллеги в защиту Обамы был следующий: тот хотел сделать мир более безопасным и мирным, часто его подход казался наивным и прекраснодушным, но он стремился к примирению. И есть основания полагать, что внешнеполитическое наследие Обамы будет со временем оценено со знаком плюс, а не со знаком минус.
Размещенный в Фейсбуке текст вызвал полярное отношение сотоварищей по цеху и просто заинтересованных граждан. Наряду с положительными оценками звучало и другое. Мол, глас вопиющего в пустыне Черемушкина — это откровенный панегирик Обаме, который всю свою политику «провалил в словах», ни за что не отвечал и был повинен во всех бедах американцев, даже в массовом убийстве школьников в школе «Сэнди Хук» в штате Коннектикут в декабре 2012 года. Не предусмотрел, не принял мер безопасности. Как будто эта бойня была единичной в Америке.
Черемушкин оправдывался, как мог: «Если все плюют в спину, кто-то должен высказывать альтернативную точку зрения».
Между тем мысль о том, что выносить вердикт в отношении итогов президентства Обамы еще рано, звучит и в устах респектабельных авторов за океаном. «Еще рано выносить окончательное суждение о президенте Обамы, — пишет, в частности в The Washington Post маститый колумнист Роберт Сэмюэльсон. — Значение этого президентства во многом будет зависеть от событий, которые еще не произошли, и от сравнения в лучшую или худшую сторону с тем, что сделает его преемник».
А преемник, на мой взгляд, выглядит не слишком убедительно. Мягко говоря. Что запомнилось после его первой после избрания пресс-конференции? То, что по своему обыкновению он обругал прессу (на этот раз CNN за «лживую информацию» о том, что у русских есть некое досье на него). А каковы были конструктивные идеи? Я на той конференции обнаружил только одну. Это строительство стены на американо-мексиканской границе. Которую будет финансировать сама Мексика.
За этим, впрочем, последовало сразу несколько интервью избранного президента западноевропейской печати. И что в них увидели европейцы? НАТО устарело. Brexit — это позитивно. Меркель совершила катастрофическую ошибку, которая ведет к концу Европы. России Трамп пообещал снять санкции в обмен на значительное ядерное разоружение — абсолютно незрелое предложение, которое вызвало в Кремле только недоумение.
«Никто из смотревших путаную, вздорную пресс-конференцию Трампа не может претендовать на понимание того, что она означает для предложенной им перезагрузки отношений с Россией», — отмечает The Financial Times. «Опасный коктейль из сексуальной распущенности и поводов для шантажа Трампа российскими спецслужбами может отпугнуть даже тех его избирателей, которые раньше прощали своему идолу любые прегрешения и хвастовство, — пишет Die Zeit. — Ведь у него практически нет союзников ни в политическом истеблишменте, ни в госорганах, ни в бизнесе».
Никто не понимает, какова будет внешняя политика 45-го президента в целом. Пока впечатление такое, что у него в голове полный сумбур. Но сумбур опасный. Начать с того (это отметил и Роберт Сэмюэльсон), что никто не знает, каковы планы Трампа в отношении иранской ядерной сделки. Но это лишь один из поводов для возможного беспокойства, а таковых множество.
Мир затаил дыхание, даже приблизительно не зная, каким будет для него 21 января — следующий после инаугурации Дональда Трампа день. И кто знает, может быть, уже в не столь отдаленном будущем мы всплакнем вслед за Обамой. Или по нему самому.