Сдержанный оптимизм по поводу будущего отечественной экономики правительственные чиновники начали демонстрировать с конца осени, а в новогодних тостах уже в открытую поздравляли друг друга с окончанием кризиса. Основным поводом для позитивных ожиданий, естественно, стала динамика нефтяных цен. А также победа Дональда Трампа, с началом президентства которого в Кремле и Белом доме связывают надежды на снятие санкционных ограничений.
Не удивительно, что первое в этом году совещание по социально-экономическим вопросам Дмитрий Медведев начал за здравие, а не за упокой, как это было на фоне пикирующей вниз нефти в январе 2016 года. По словам премьера, хотя год по многим показателям оказался непростым, правительство со своими задачами справилось, а большинство пунктов плана, который чиновники изначально избегали называть "антикризисным", можно считать выполненными. "Те, на которые мы смогли найти деньги", - уточнил ДАМ.
Напомним, что всего в плане, утвержденном после бурных дебатов в марте прошлого года, было 120 пунктов, на их финансирование, помимо средств, заложенных в бюджете, планировалось изыскать и потратить более 200 млрд руб. После первого полугодия Счетная палата упрекала чиновников в медлительности: на тот момент план был исполнен только на четверть. И даже сельхозпроизводители получали обещанные средства с большой задержкой.
Итоги реализации антикризисных мер за весь 2016 год Счетная палата пока не подвела. А Дмитрий Медведев главными достижениями назвал поддержку отдельных отраслей промышленности (автомобилестроения, сельского хозяйства, транспорта), а также снижение долговой нагрузки на регионы, хотя финансовая устойчивость отдельных субъектов федерации продолжает внушать беспокойство. (Не случайно эта тема обсуждалась на недавнем заседаний Совбеза с участием Владимира Путина) На 1 октября долговые обязательства регионов достигли 2,3 трлн руб, а итоговый показатель, наверняка, окажется еще выше - ведь значительные заимствования для улучшения текущей картины местные власти по традиции делают в конце года.
Дмитрий Медведев также обратил внимание на стабильность макроэкономических показателей. Даже в условиях санкционного давления удалось серьезно снизить инфляцию: ее значение в 2016 году минимальное за всю новейшую историю России - 5,4%, и цель - 4% в 2017 году - кажется премьеру "вполне реальной". "Мы создали условия для ускоренного импортозамещения, обеспечили предсказуемость бюджетной и налоговой политики, а главное - смогли сохранить доверие людей и бизнеса", - похвалил себя и сидящих за столом коллег ДАМ.
Впрочем, истинное положение дел в российской экономике в настоящее время - тайна, покоятся мраком. Отечественная статистика и раньше не баловала беспристрастностью оценок, учитывая, например, данные о покупке валюты населением в части текущих расходов, наряду с затратами на продукты питания и одежду. А после призывов Владимира Путина обеспечить рост российской экономики до темпов выше мировых статистическое ведомство и вовсе пошло в разнос.
В конце декабря Росстат резко увеличил оценку объемов промышленного производства (обрабатывающий сектор вдруг показал неожиданный скачок на 2,5%, а добывающие отрасли ускорили рост до 2,7%) и объявил все данные за январь-октябрь 2016 года недействительными. А в первый день после праздников - 9 января - заявил о пересмотре спада ВВП за 2015 год. Он, как выяснилось, был ниже, чем считалось ранее - 3% вместо 3,7%.
Сам Росстат свои манипуляции никак не объяснил, эксперты считают, что на итоги положительно повлияли результаты работы военного сектора и сектора госуправления, включенные в расчет. Как бы там ни было, более благоприятная статистика облегчает задачу по выполнению поручения президента. Если раньше чиновники прогнозировали, что в 2017 году российская экономика вырастет, дай Бог, на 0,6%, то сейчас дают более смелые оценки. В частности, глава Минфина Антон Силуанов ожидает рост на уровне 1,5%. А новый глава Минэкономразвития Максим Орешкин замахнулся на 2% и "даже больше", правда, во втором полугодии, до которого, как говорится, еще надо дожить.
Более того: Минэкономразвития готово отказаться от базового прогноза на 2017-й год, составленном при Алексее Улюкаеве, и ориентироваться на сценарий "Базовый плюс", который при нынешних ценах на нефть кажется чиновникам более реалистичным.
Совершенно очевидно, что о составлении нового "антикризисного плана" на этом благостном фоне кабмин даже не помышляет. Чиновники увидели, что спад замедлился, экономика стабилизировалась, нефтяные цены демонстрируют удовлетворительную динамику — а значит, можно плыть по течению и ничего не предпринимать.
Практически все первое полугодие будет посвящено разработке проекта по повышению темпов роста экономики в среднесрочной перспективе. Как рассказал журналистам Орешкин, пилотная версия документа уже составлена Минэкономразвития, сейчас идет сбор предложений министерств, ведомств и различных бизнес объединений. Промежуточные итоги этой работы планируется подвести в марте, когда на рассмотрение правительства будет представлена "рабочая версия". А в готовом виде документ появится в мае - этот срок обозначил в послании Федеральному собранию президент.
Детали плана, который, исходя из амбициозности поставленной задачи в случае успеха вполне мог бы называться "планом Орешкина", министр не раскрыл, отметив лишь, что надо переформатировать ранее принятые меры поддержки отраслей, чтобы "они успешно развивались и справлялись с теми вызовами, которые у них есть".
Напомним, что темпы роста российской экономики стали отставать от мировых, начиная с 2010 года, и чтобы сокращать разрыв к 2019 году надо выходить на рост не ниже 4-4,5%, который позволит обеспечить доходы бюджета, достаточные и для развития, и для выполнения социальных обязательств. Однако структура экономики со времен СССР практически не изменилась: в ней по-прежнему доминируют сырьевой сектор и ОПК, а 70% рынка контролируется государством. Это делает российскую экономику полностью зависимой от сырьевых рынков и большой политики и затрудняет реализацию долгосрочных стратегий. По крайней мере, ни один план ранее не был выполнен на 100%, а амбиции чиновников после выборов так и остались на бумаге.
Читайте материал «Интрига первой встречи Путина и Трампа грозит затянуться на полгода»