Пока морозная Россия, уже мало что соображая, отгуливала свои очередные рождественские каникулы, далеко за океаном ее зловещая тень вставала над Соединенными Штатами Америки.
Три разведки США — ЦРУ, ФБР и АНБ — пытались убедить обоих президентов Америки — действующего и избранного, — что Россия, та самая, по мнению Обамы, «страна-бензоколонка», смогла повлиять на выборы в США. «Единственной сверхдержаве», по мнению Путина. В общем, Давид обыграл Голиафа, или Моська не только облаяла, но и до полусмерти испугала слона — систему образов выбирайте по степени своего патриотизма.
Конечно, Обаму убеждать почти не пришлось. Он и без секретного доклада разведки был уверен: «Я думаю, это правда, что русские собирались вмешиваться (в президентские выборы в США), и они вмешались». С Трампом все сложнее. «В то время как Россия, Китай, другие страны, а также отдельные группы и люди постоянно пытаются прорваться через киберинфраструктуру наших государственных учреждений, предприятий и организаций, в том числе Национального комитета Демократической партии, не было абсолютно никакого влияния на исход выборов, а также не было никакого взлома машин для голосования», — говорится в его письменном заявлении после встречи с представителями американской разведки.
Хотя что другого мог сказать Трамп? «Если бы не Путин, меня не избрали бы...» Но после этого ему оставалось бы только посыпать голову пеплом. Да и может ли оставаться президентом страны человек, избранный на должность усилиями ее геополитического противника? Неловкость ситуации почувствовал и Барак Обама, специально напомнивший Трампу, что, несмотря ни на что, они с ним в одной команде, «а Владимир Путин не в нашей команде». Хотя тут и запутаться немудрено. «Друг моего врага мне кто? Или враг моего друга… И надо ли отомстить русским за то, что они помогли мне избраться президентом?» Ведь только на такие уморительно умозрительные вопросы и способен подвигнуть доклад, в котором нет никаких доказательств.
Две американские спецслужбы — ЦРУ и ФБР — «твердо уверены», что Путин лично распорядился начать кампанию по вмешательству в выборы президента, чтобы подорвать «общественное доверие к демократическому процессу в США». Третья разведка — АНБ — выражает в этом «умеренную уверенность». Но ЦРУ и ФБР пользуются «агентурными сведениями», которые вряд ли могут стать доказательствами. WikiLeaks уже назвал этот доклад основанным на «просмотре ТВ и чтении Twitter». Единственные фактические доказательства кремлевской киберактивности (перехваты писем, взлом баз данных) могла бы предоставить АНБ, которая занимается техническим анализом данных. Но именно она-то не «твердо», а всего лишь «умеренно» уверена в виновности Кремля. Нет, в АНБ не пробрались русские агенты, просто предоставляемые ими доказательства, в отличие от болтологии других спецслужб, легко проверяются.
Например, 30 декабря 2016 года был опубликован Совместный аналитический доклад министерства внутренней безопасности США о действиях российских хакеров. В приложении к нему назывались 876 IP-адресов, связанных с хакерскими действиями, и призыв системным администраторам повсеместно включить их в список для отслеживания. Американские аналитики сразу же нашли среди них адреса шести почтовых серверов Yahoo и более 400 узлов-выходов анонимной сети Tor, точных пользователей которых установить в принципе невозможно. «Последствия проявились на прошлой неделе: энергокомпания Burlington Electric из Вермонта по совету министерства добавила адреса в список отслеживания для своей сети. Сработал сигнал тревоги, компания обратилась в федеральные органы, а The Washington Post написала: «Российские хакеры проникли в электросети США через коммунальное предприятие в Вермонте». Вскоре выяснилось, что тревогу вызвал адрес сервера Yahoo в момент, когда сотрудник Burlington Electric просто проверял электронную почту», — рассказывает американское издание The Daily Beast.
А вторжение в систему энергоснабжения страны — это не взлом почты Демократической партии. Это может быть воспринято как повод к войне. Не пропагандистской, а настоящей. Так придумывая доказательства мнимой «российской угрозы» можно заморочить голову не только другим, но и себе самому. Что особенно опасно, если ты «единственная сверхдержава».